Отчет о профориентационной
работе в филиале «Детский сад № 43»
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный
жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает
мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством
профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности:
ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Актуальность
работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС
ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание
образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к
труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в
детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности,
который охватывает и дошкольный период.
В связи
с этим в нашем детском саду проводится определенная работа в этом направлении.
Цель: формирование интереса и базовых знаний о профессиях.
Задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
-расширять знания детей о родных людях, их профессиях
и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами
труда;
-сформировать понятие о профессиональной
деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в
игровой деятельности;
-заинтересовать родителей совместными мероприятиями,
привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное
отношение к их труду (результатам труда);
-активизировать в речи слова, родовые понятия и
видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или
иной профессии.
Чтобы
реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по
формированию знаний о труде взрослых.
Ознакомление
дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.
Данная
работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности:
- совместную деятельность взрослого с детьми:
- через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая,
индивидуальная деятельность с детьми);
- через образовательную деятельность,
осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая
деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
- самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями
воспитанников; организацию взаимодействия с учреждениями социума; через
реализацию проектов.
Творческой группой и старшим воспитателем ДОУ был разработан план
профориентационной работы в ДОУ, в рамках выполнения плана была проведена работа
с детьми, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, с социумом.
Работа с воспитанниками
детского сада:
Педагогами ДОУ с детьми средней, старшей и подготовительной групп были
организованы экскурсии в библиотеку, в городской музей, на станцию скорой
помощи, в магазин продуктовый и книжный , в школу, пожарную часть, в спортивную
школу «Лидер», в парикмахерскую , ателье, аптеку с целью дальнейшего
знакомства с профессиями людей. Воспитанники второй младшей группы знакомились
с профессией помощник воспитателя. Ведь он является для ребят близким
человеком, заботу которого они ощущают ежедневно. Беседы с детьми по
ознакомлению с профессиями взрослых. Заучивание стихотворений о профессиях.
Заучивание пословиц и поговорок о профессиях. Чтение художественной литературы
–книги о профессиях. Рассматривание иллюстраций, картин о профессиях.
Дидактические игры с детьми «угадай профессию», «Кому что нужно» и другие. Просмотр
мультимедийных презентаций. Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм,
так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в
нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание
деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя,
парикмахера, педагога и т. д.) В старшей группе игры усложняются. В играх
показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников
совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца,
почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера,
спортсмена, летчика). Дидактические игры о профессиях «Кому что нужно»,
«Угадай, профессию», « Узнай по описанию» и др. Просмотр слайдов и
видеоматериалов о людях разных профессий Составление детьми рассказов на темы:
«Моя будущая профессия», «Кем работают мои родители».
Работа с педагогами:
Заседание творческой группы детского сада по разработке плана
мероприятий ранней профориентации дошкольников. Пополнение методического
кабинета пособиями по профориентации ( приобретены- дидактическое пособие
«Орудия труда», дидактическое пособие «Профессии», энциклопедическое издание
«Кем быть» - о профессиях, методическая литература – «Беседы с дошкольниками о
профессиях» ).
Проведены консультации с педагогами
на темы:
1.«Знакомство детей с профессиями взрослых»
2.Методические рекомендации «Методы ознакомления
дошкольников с миром профессий с учетом социального окружения».
Проведен семинар-практикум
«Формирование у детей представлений о социальной значимости труда в процессе
ознакомления с профессиями людей». Выставка методической литературы по ранней
профориентации дошкольников Оформлена папка-ширма для педагогов « Кем быть» по
ранней профориентации дошкольников. Педагогом ДОУ оформлен ЛЭПБУК «Все работы
хороши, выбирай на вкус» .
Педагогами ДОУ проведена определенная
работа с родителями:
Рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у
детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
Консультация для родителей «Знакомство с профессиями взрослых» Памятка для
родителей Папка ширма «Профессии людей» Проведена фотовыставка среди родителей
ДОУ «Профессии наших родителей».
Выводы: чем разнообразнее представления
дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит
расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет
сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в
рамках непрерывного образования.
Работу
по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у
дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления
ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор
востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной
системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет
осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться
приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту
ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.