В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Именно музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Ещё известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н.Фёдоров, П.А.Флоренский, Ф.Шмит, А.В.Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.
Именно музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашей группе был создан мини-музей: «Русская изба». Основной целью создания нашего мини-музея стало введение детей в особый самобытный мир народной культуры путём его действенного познания.
Мини-музей стал своеобразной лабораторией поиска наиболее эффективных путей приобщения детей к отечественной истории и культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно важная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Наш мини-музей как живой организм помогает ребёнку впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, поэтому в нашем мини-музее ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
«Русская изба» - результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей. Особенность нашего мини-музея - его интерактивность. Дети примеряют лапти, сидят за прялкой, чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Наш мини-музей расширяет представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Технология внедрения инновационного продукта
Что?
Инновационный продукт - технология «Музейная педагогика в образовательном пространстве ДОУ» разработан в рамках работы по самообразованию. Материал носит поисково-исследовательский характер: представленная технология формирует и развивает навыки познавательной и созидательной деятельности, для использования их в образовательной деятельности с детьми.
Для чего и зачем?
Данная технология – это работа на перспективу. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. И чем раньше ребёнок окунется в атмосферу увлекательного мира музея, тем быстрее будут развиваться у него способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, начнется формирование уважения к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Для кого?
Технология «Музейная педагогика в образовательном пространстве ДОУ» адресована:
- воспитателям младших, средних, старших и подготовительных групп детских садов;
- родителям воспитанников для использования с детьми дома.
Опыт распространен среди работников дошкольного образования города.
Как?
Внедрение предполагает реализацию инновационного продукта в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Описание эффектов достигаемых при использовании инновационного продукта
В результате использования данного инновационного продукта достигнуты следующие результаты:
- обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного города;
- сформированы представления о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
- вызван постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности;
- сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях;
- обогащение словарного запаса детей;
- сформированы представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
- развиты коммуникативные навыки, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
- обогащены представления детей о культурном наследии своего народа.
- сформированы предпосылки интеллигентного человека, с детства приобщенного к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею;
- сформирована способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, к художественному восприятию действительности;
- погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволит детям получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, узнать об элементах материальной и духовной культуры, пробудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
- заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- дошкольники научатся высказывать предпочтения, проводить ассоциации, опираясь на собственный опыт восприятия, научатся отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.
В свою очередь мини-музей, являющийся неотъемлемой частью музейной педагогики, позволит реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, которые станут действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Именно мини-музей поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада. А также расширит кругозор, откроет возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, сыграет роль психологической разгрузки детей и откроет новые возможности для коррекционной работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Участники образовательного процесса | Сложности | Пути преодоления |
| | |
| | |
| | |
Мини-музей – новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.