Уважаемый гость, мы рады приветствовать Вас!
На страничках педагогов могут почерпнуть полезную информацию и родители наших детей, и просто случайные посетители, кому интересен мир детства.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, для развития ребенка необходимо именно их взаимодействие.
Посещение педагогической гостиной позволит родителям по–новому взаимодействовать с детьми уже в домашних условиях, с учетом всего увиденного.
Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Реализуя принцип открытости ДОУ «внутрь», т.е. вовлекая родителей в образовательную деятельность детского сада, педагоги могут сделать его более свободным и гибким.
Мы нацелены на то, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой. Для нашего учреждения мероприятия с родителями – это не просто родительские собрания с представлением теоретических знаний, а активная демонстрация педагогических приёмов и методов работы с детьми, открытая для родителей «педагогическая копилка» опыта работы педагогов по различным направлениям детского развития.
26.08.2020
Не вызывает сомнения тот факт, что одним из наиболее значимых направлений деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового потенциала. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, креативные и предприимчивые педагоги, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции педагога дошкольного образования обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, профессиональных позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Можно констатировать существующее конкретное противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, проявляющейся в сформированности профессионального сознания, обусловливающего выбор определенной профессиональной позиции, и недостаточно разработанной технологией содействия, необходимым (в связи с новыми образовательными стандартами) личностным и профессиональным перестройкам педагогов дошкольного образования.
Особенностью руководства и управления на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Управленческая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации новых образовательных стандартов.
Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.
Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.
На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве, знания носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно профессиональных позиций.
Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда ДОУ, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации.
Обучение педагогов в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.
Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации новых образовательных стандартов должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований новых стандартов (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов;
Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации новых образовательных стандартов; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно-управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе.
Работа филиала" Детский сад № 43" в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.
Примечательно, что вовлечение сотрудников в процесс управления, способствует повышению их профессионального мастерства, развитию инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Второе, это создали Центры – добровольное объединение сотрудников заинтересованных во взаимной деятельности и желающих участвовать в разработке того или иного направления, дающие возможность и молодым, начинающим педагогам проявить себя в педагогической деятельности. Основной деятельностью центров является совершенствование воспитательно-образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, а главное – профессиональное продвижение всего коллектива.
Цели и задачи центров:
Вовлечение сотрудников, родителей в решение управленческих задач.
Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие ДОУ.
Повышение профессионального мастерства, активизация инновационной деятельности, творческого потенциала сотрудников ДОУ.
Каждый центр имеет свою структурно-функциональную схему, выстроенную модель организации педагогического процесса, план работы по своему направлению. Руководят их деятельностью специалисты ДОУ из числа творческой инициативной группы, которые ответственны за конечный результат. Центры выполняют методические и контрольные функции. На педагогических советах рассматриваются проблемные вопросы по направлениям, заслушиваются результаты работы, представляются наработанные материалы.
Работа в центрах организуется:
на теоретической основе – осознание идеи, осмысление передовых систем; повышение уровня подготовки педагогов по направлению;
диагностической – сбор необходимой информации;
методической – изучение имеющего опыта по направлению, выявление передового педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня методической подготовки педагогов;
практической – разработка и внедрение новых технологий, проектов, программ, методическое обеспечение по направлениям;
аналитической – анализ проблем, обобщение полученных результатов по направлениям, формулирование выводов.
При организации деятельности в центрах используются разнообразные формы активного взаимодействия: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары, семинары – практикумы, эстафеты педагогического мастерства, творческие мастерские, тренинги, дискуссии, мастер – классы, проектную деятельность, конкурсы и другие.
По мере реализации работы в центрах возник следующий круг задач:
Определение содержания, форм и методов, сроков реализации образовательной деятельности методической помощи по эффективному управлению профессиональной компетентности педагогов.
Определение условий использования в существующей практике оценки профессионального роста педагога системы портфолио.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства, например:
- Педагогический совет «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОУ»;
- консультации информационного характера «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса», «Организация мониторинга в ДОУ» «Комплексное сопровождение ребенка в условиях новых образовательных стандартов»;
- семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях новых образовательных стандартов. Была разработана система требований к содержанию портфолио. Портфолио формируем с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога, учит презентации своей деятельности.
В ходе реализации примерной основной программы молодые педагоги получают доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных воспитателей, открытые мероприятия, могут на практике увидеть педагогические приемы и применения активных методов воспитания и обучения.
На сегодня, можно отметить, что в ДОУ сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют осуществлению развития педагогической позиции педагогов.
26.11.2021
На современном этапе образования перед педагогами стоит задача подготовки образованных, творческих людей, способных принимать ответственные решения, готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики. Для достижения этой задачи необходимы учителя – профессионалы высокого уровня.
Основным механизмом определения уровня профессиональной готовности педагогов является аттестация.
В Российской Федерации аттестация педагогических работников организуется региональными органами управления образования в соответствии с порядком проведения аттестации педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, вступившим в силу 7 апреля 2014 года .
Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, профессионализма, продуктивности образовательной деятельности.
Прохождение аттестации способствует личностному и профессиональному росту педагога, повышению качества его труда, развитию творчества, обеспечивает социальную защищённость через дифференциацию оплаты труда.
В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях образовательной организации.