Программа дополнительного образования С чистым сердцем

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка .................................................................................................................... 3
Актуальность ...................................................................................................................................... 3
Цели и общие задачи .........................................................................................................................5
Возрастные особенности детей 5-7 лет........................................................................................... 9
Принципы построения программы и организации образовательной
деятельности....................................................................................................................................10
Планируемые результаты освоения парциальной программы .................................................... 12
Содержательный раздел… ............................................................................................................. 13
Первый год обучения. Старшая группа .......................................................................................... 13
Методические рекомендации ......................................................................................................... 17
Организационный раздел. Примерный перечень материалов и Оборудования ............... 28
Условия реализации программы .................................................................................................... 41
Список литературы ...........................................................................................................................42

Пояснительная записка
Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием
духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи
семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры,
мы принимаем данную программу.
Актуальность
Экономические, политические и социальные условия жизни нашего общества
последние десятилетия резко изменились. Общество ищет новые формыуправления и ведения
хозяйства, экспериментирует в области образования. Так, государство основным принципом
своей политики провозгласило гуманистический характер образования, поставило целью
воспитать высокогуманную личность, способную адаптироваться в современных условиях
жизни, раскрывать свой творческий потенциал. Общечеловеческие ценности становятся
приоритетными в воспитательном процессе.
Однако же не секрет, что сообщения об актах жестокости и вандализма, информация о
локальных войнах и терроризма, которыми насыщены теле- и радиопередачи, кинофильмы и
страницы художественных произведений, отрицательно влияют на неокрепшую душу ребенка,
ранят и ожесточают ее.
Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать
ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовнонравственному опыту своего народа.
Программа предназначена для использования в дошкольном образовательном
учреждении МАДОУ «Детский сад №6» в старшей группе и подготовительной группе.
Реализация программы рассчитана на 2 года.
Содержание программы является дополнением к образовательной программе МАДОУ
«Детский сад № 6».
Программа составлена на основе парциальной программы духовно-нравственного
воспитания.
Программа образования детей «С чистым сердцем» способствует патриотическому,
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и
традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры.
Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла
праздников, сюжетно- ролевых, специально отобранных народных сказок и малых
фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах
традиционного семейного уклада. Образовательная деятельность осуществляется в ходе
интеграции
духовно-нравственного
содержания
в
художественно-эстетического,
познавательно- речевого. У обучающихся по этой программе дошкольников формируются
понятия и представления о духовной культуре и морали.
В основу программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в
процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь,
совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного
долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством» (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»).
При разработке программы учтён Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО содержания программы реализуется в ходе

образовательной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной идр.); режимных моментов; в
рамках самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями
(законными представителями) воспитанников. Духовно-нравственное воспитание детей
осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных
ФГОСДО.
Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения
детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания.
Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных
ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у
детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта
людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и
рассказов на духовно-нравственные темы.
Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и
социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как
основе жизни человека на земле.
Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и
нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о
способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи
окружающим.
Таким образом, разработка программы является актуальной и своевременной.
Программа «С чистым сердцем» имеет социально-педагогическую направленность, её
содержание позволяет:

•
•

сформировать у детей личный социальный опыт;

развивать нравственные качества личности: трудолюбие, организованность,собранность,
чувство долга и ответственность, сострадание и милосердие, честность, требовательность к
себе, культуру общения и поведения, коммуникабельность;

•

активно использовать образовательные возможности истории культурной среды города
(района) для всестороннего развития личности, осознать необходимость включения
нравственных добродетелей в построение собственнойжизни;

•

овладеть способами контроля своего поведения, состояния, чувств.
В свою очередь, разнообразие видов деятельности, используемое в про цессе
реализации программы, открывает огромные возможности создания и использования
развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.
Особенность программы «С чистым сердцем»» в том, что она содержит оригинальный
опыт ознакомления дошкольников (5–7лет) с выдающимися земляками (историческими
личностями и героями современности), и на их примере педагоги содействуют
формированию представлений о добродетелях ипотребности у детей в следовании хорошим
нравственным примерам. Реализация данной программы в полной мере отвечает
требованиям современных социокультурных условий воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Цель программы — духовно-нравственное воспитание дошкольников через
приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию
родного края.

Общие задачи программы
Обучающие:

формировать
нравственные
представления
о выдающихся
личностях
родного края (исторических личностях и героях современности);

формировать умение прослеживать связь между разными историческимиэпохами;

формировать представления о нравственности и нравственных чувствахчеловека
(чувство
патриотизма);
о его нравственном
облике
(доброта,
милосердие, трудолюбие),
нравственном
поведении(умение
общаться
ивзаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

формировать представления о добродетелях и потребности в следовании
положительным нравственным примерам;

формировать
культуру
речи детей,
пополняя
их
словарный
запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота
и т. д.).
Развивающие:

пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых
знаний;

развивать любознательность и активность;

развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного
материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг,
иллюстраций, видеоматериалов и др.);

развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках
людей разных поколений;

развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его
индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненнойситуацией.

• Воспитательные:


вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времёни
поколений;

воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другимлюдям и
самому себе;

формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми ивзрослыми в
разных видах деятельности и разных ситуациях;

воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививатьчувство
благодарности к старшим за создание семейного благополучия;

прививать
художественный
вкус в ходе творческой
деятельности,
способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Воспитание нравственных чувств

• Задачи


Формировать
знания об отечественной
истории
биографией известных земляков в разные временны е эпохи.



через

знакомство

Раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которыеим
соответствуют.

Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущихчеловеку.

с



Учить
видеть
эмоциональное
состояние другого
и
собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.




Развивать эмоциональную произвольность.
Учить конструктивным способам управления на примере собственного поведения
(снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные
ситуации и др.).

Способствовать получению первоначальных представлений о нравственных
взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия в семье,
почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания, уважения.

• Ценности











нравственный выбор;
справедливость;
добродетель;
эмоциональная отзывчивость;
милосердие;
честь;
достоинство;
уважение к старшим;
ответственность и чувство долга;
забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших.
Воспитание гражданственности, патриотизма

• Задачи


Знакомить детей с жизнью замечательных людей, являющихся примерами служения
Отчизне, исполнения патриотического долга, милосердия и сострадания.

Расширять знания детей о родном городе, районе, области. Знакомить с гербом,
историей возникновения своего города и района, особенностями и достопримечательностями,
историей и культурой.
• Ценности:

любовь к России, своему народу, своему краю, городу, району;

служение Отечеству.
Воспитание ценностного отношения к окружающему
миру
Задачи
 Формировать представления о заботливом и грамотном взаимодействиичеловека с
окружающим миром.
 Формировать
опыт эмоционально-чувственного непосредственноговзаимодействия
с природой, экологически грамотного поведения в природе.
 Вырабатывать навыки позитивного взаимодействия с природой.
Ценности:
 родная земля;
 природа;
 братья наши меньшие.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях









Задачи:
Учить видеть прекрасное в поступках людей, окружающем мире.
Формировать первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности; умение выражать себя в доступных видах и формах художественного
творчества.
Формировать элементарные представления о способах выражения внутреннего душевного
состояния человека.
Ценности:
красота;
гармония;
духовный мир человека.
Воспитание трудолюбия








Задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками,старшими
детьми, взрослыми.
Приобретать опыт участия в различных видах общественно полезнойдеятельности.
Ценности:
уважение к труду;
творчество и созидание;
стремление к познанию;
целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны,дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных
ценностей.
Возрастные особенности детей 5–7 лет
Дети пятого года жизни отличаются повышенной любознательностью. Они начинают активно
интересоваться окружающим миром: людьми и их взаимоотношениями, предметами и явлениями
природы и т.д. Дети постоянно задают взрослым множество вопросов и нетерпеливо требуют от
них ответа. Но такие понятия, как «хорошо» и «плохо», для них ещё представляют трудности в
понимании. Дошкольники отождествляют данные понятия лишь с одобрением или осуждением со
стороны окружающих их взрослых. В понимании ребёнка «хорошо» — это когда взрослые хвалят
и одобряют его поведение, и, наоборот, «плохо» — когда его наказывают.
В старшем дошкольном возрасте дети уже проявляют нравственно-практические интересы и
потребности. Воспитание духовно-нравственной личности, соблюдающей общественные нормы и
правила, — приоритетная задача педагогов и родителей. В старшем дошкольном возрасте ребёнок
начинает усваивать этические нормы и правила, принятые в обществе. Он пытается оценивать
поступки с точки зрения норм морали, учится подчинять своё поведение этим нормам, у него
появляются этические переживания. Изначально ребёнок оценивает только чужие поступки —
других детей, литературных героев. Свои же поступки оценить он пока не может. К концу
дошкольного детства ребёнок уже способен оценивать и своё поведение. Он пытается действовать
в соответствии с моральными нормами и правилами, принятыми в окружающем его мире. Ребёнок
совершает хороший поступок и испытывает чувство удовлетворения от того, что данный поступок
одобрили взрослые, или, наоборот, чувство неловкости, если его не одобрили. Дошкольник
начинает понимать, что он должен поступать в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Возникает первичное чувство долга. Ребёнок пытается соблюдать элементарные этические нормы
в отношениях с детьми и взрослыми, пусть иногда у него и не совсем это получается. Но осознание
правильности или неправильности своего поведения у него уже присутствует. Происходит
становление ребёнка как личности.
Игра, как известно, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает
важное влияние на развитие ребёнка. Дети в игре учатся полноценному общению друг с другом, со
взрослыми. Ребёнок играет, и в игре можно увидеть, что же в той или иной игровой ситуации
происходит в его душе. Ведь игра ребенка-дошкольника — это его перевоплощение во взрослую
жизнь, отражающую те жизненные ситуации, что он наблюдает в окружающем его мире, в семье.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и формированию
произвольного поведения ребёнка. В игре он старается управлять своим поведением, подчиняться
правилам, берёт на себя роль организатора, лидера. Затем его поведение, действия, поступки
проявляются в других видах деятельности. Произвольное поведение предполагает наличие образца
поведения, которому следует ребёнок. Помимо образца важен и контроль с его стороны над
своими действиями в игре, поступками и, конечно же, поведением. В игре образцом служат не
моральные нормы и требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует
ребёнок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому изначально
ребёнку нужен внешний контроль со стороны его товарищей по игре. Во время игры дошкольники
контролируют сначала друг друга, а потом начинают контролировать себя.
Важный момент развития и воспитания в период старшего дошкольного возраста — это
грамотный подбор игр, ситуаций. Ребёнок жадно впитывает всё, что видит вокруг, и увиденное
«укладывает» в своё сознание. Поэтому деятельность ребёнка - дошкольника следует
организовывать так, чтобы она ложилась благодатной почвой в его сознание. Именно для духовнонравственного воспитания, для полноценного становления личности ребёнка дошкольный период
является значимым. Именно в этом возрасте ребёнок формируется как личность, как человек со
своими нравственными позициями и поведением.
При построении воспитательно -образовательной работы с детьми важно не сломать их
внутренний мир, душу. Направить детскую наивность, любознательность, увлечённость играми в
правильное русло — обогатить, раскрыть, приумножить и дать им расцвести. Любовь к близким
людям, Родине, родной природе, почитание и уважение старших, доброжелательное
взаимоотношение детей друг с другом, стремление к добродетели, милосердию, чувство долга,
чести, порядочность, послушание, терпение, сострадание, справедливость — те качества личности,
которые мы должны воспитывать в наших детях для того, чтобы наш мир стал лучше, духовно
богаче, чтобы в будущем нам, взрослым, не было стыдно и горько за подрастающее поколение.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа построена по возрастному принципу и разработана для старшей и
подготовительной к школе групп (5–7 лет).
В основу построения программы положена идея интеграции содержания вокруг общей
темы, которая на определённое время становится объединяющей. Выбор темы учитывает
интересы детей, задачи духовно-нравственного развития ивоспитания, текущие явления и яркие
события, произошедшие в жизни города в данный момент времени.
Программа обучения направлена на воспитание нравственных качеств личности
ребёнка, на его умение видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека
(сверстника, членов семьи, окружающих людей), а также на формирование первоначальных
знаний о своей малой родине. На основе полученных знаний дошкольники при знакомстве с
историческими личностями игероями современности родного края.
Организация педагогического процесса предусматривает взаимодействие многих
социальных субъектов: детского сада, семьи, детской библиотеки, музея идр.

Осуществление
программы
предполагает
реализацию
следующих
психолого-педагогических принципов:
 принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии
с целями и задачами ФГОС ДО;
 принцип общественной направленности воспитания и обучения, обеспечивающий
готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции врамках соблюдения
нравственных норм и правил, принятых в обществе;
 принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как
на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
 принцип научности, требующий изложения содержания программы всоответствии с
современными достижениями и требованиями науки;
 принцип личностно ориентированного
подхода,предполагающий
построение образовательной
деятельности
с
учётом
индивидуальных
особенностей каждого ребёнка;
 принцип деятельностного подхода,ставящий в центр внимания совместную
деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач,
поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;


принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне
дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего
образо вания;



принцип народности (К. Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания
построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие
психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость,
любовь к труду1. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей
малой родины, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются
близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое
знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки
и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные произведения русских
композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять
и принять ценности родной культуры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

•

Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо);
приобретение добрых привычек и поступков.
•
Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
•
Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего
народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны,
патриотом.

•

Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия,
уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки;
направленность и открытость к добру.

•

Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе
изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации
(книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

•

Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в
поступках людей разных поколений.

•

Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям,
животным, человеку.

•

Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам;
активное стремление к творческому самовыражению.

•

Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках,
мероприятиях и т. д.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Срок реализации программы.
2 года (1-й год, старшая группа — 32 часа, 2-й год, подготовительная к школе группа — 32 часа).
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия:
1- й год (старшая группа) — 25 минут, 2-й год (подготовительная к

школе группа) — 30 минут.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. СТАРШАЯ ГРУППА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование образовательной деятельности
Первый год обучения (Старший возраст)
№
п/
п

Количество занятий в
неделю

Тема

Максимально
допустимый объём
образовательной
нагрузки (мин)

Р а з д е л 1. Семья (6 ч)
1

25

2

Моя семья. Мои самые близкие, родные
и любимые люди
Мать и дитя

1

25

3

Образ отца

1

25

4

Братья и сёстры

1

25

5

Бабушки и дедушки

1

25

6

Моя родословная

1

25

1

Р а з д е л 2. Добро и зло (22 ч)
7

Добро и зло

1

25

8

Хорошо ли быть злым?

1

25

9

Наше настроение

1

25

10

Учимся справляться с гневом

1

25

11

Какие бывают поступки

1

25

12

Добрые дела и поступки. Добрые слова

1

25

13

Милосердие и сочувствие

1

25

14

Совесть

1

25

15

Жадность и щедрость

1

25

16

Прощение

1

25

17

Упрямство

1

25

18

Скромность

1

25

19

Благодарность

1

25

20

Храбрость и трусость

1

25

21

Зависть

1

25

22

Доброжелательность

1

25

23

Справедливость

1

25

24

Хвастовство

1

25

25

Гордость

1

25

26

Послушание

1

25

27

чувства других людей

1

25

28

Вера и верность

1

25

Р а з д е л 3. Малая Родина (4 ч)
29

Мой родной край

1

25

30

Место, в котором я живу

1

25

31

Достопримечательности родного края
(города, района, села)
Мой любимый детский сад. От истоков к
современности
Количество занятий в год / объём
нагрузки в год (мин)

1

25

1

25

32

800

32

Тематическое планирование образовательной деятельности
Второй год обучения (Подготовительный к школе возраст)

№
п/
п
1

Количество занятий в
неделю
Тема
Вводное занятие
«Кто такой герой?»

Максимально допустимый
объём образовательной
нагрузки (мин)

1

30

Р а з д е л 1. Русь – Великая Многоликая (10 ч)
2
3
4
5
6
7
8

Становление многонациональной Руси
(часть 1)
Становление многонациональной Руси
(часть 2)
У истоков родного города, района, села

1

30

1

30

1

30

Герои древних времён (Александр
Невский)
Герои древних времён (Юрий
Долгорукий)
Герои древних времён (Дмитрий
Пожарский)
Герои древних времён (Кузьма Минин)

1

30

1

30

1

30

1

30

Николай Александрович Добролюбов

9

10 Максим Горький

1

30

1

30

11 Люди, оставившие след в истории
1
родного края
Р а з д е л 2. Никто не забыт - ничто не забыто (9 ч)

30

12

На фронтах Великой Отечественной

1

30

13

Валерий Павлович Чкалов

1

30

14

Аркадий Петрович Гайдар

1

30

15

Подвиг земляков (часть 1)

1

30

16

Подвиг земляков (часть 2)

1

30

17

Подвиг земляков (часть 3)

1

30

18

Подвиг земляков (часть 4)

1

30

19

Подвиг тыла

1

30

20

30

21

Герои моей семьи в Великой
1
Отечественной войне
Р а з д е л 3. Герои современности (4 ч)
Какие бывают поступки
1

22

Гордимся нашими олимпийцами

30

30

1

23

Преодолей себя!

1

30

24

«Подвиг возраст не выбирает»

1

30

Р а з д е л 4. Улицы родного района (7 ч)
1

30

26

Улицы-герои моего края (города,
района, села)
Улица Дежнёва

1

30

27

Улица Николая Гастелло

1

30

28

Улица имени Кошелева П.Л.

1

30

29

Улица Александра Люкина

1

30

30

Проспект Героев

1

30

31

Могу ли я совершить поступок?

1

30

Итоговое занятие. Интеллектуальная
игра «что? Где? Когда?»
Количество занятий в год / объём нагрузки
в год (мин)

1

30

32

960

25

32

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первый год обучения
1. Мой любимый детский сад. От истоков к современности. Дать детям знания об истории
возникновения детского сада и ближайшем его территориальном окружении. Учить детей
устанавливать взаимосвязь между прошлым и настоящим на примере изменений,
произошедших в период развития дошкольной организации с момента строительства до
наших дней.
2. Благодарность. Раскрыть детям происхождение слова «спасибо», воспитывать
признательность и благодарность к окружающим людям.
3. Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди. Формировать правильное
представление о семье, обязанностях и её членах. Формировать личностное отношение к
родной семье как к общечеловеческой ценности. Познакомить с правилами почитания и
уважения старших. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье,
взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Способствовать развитию
доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни. Моя
родословная. Познакомить детей с семейным древом. Развивать интерес к истории своего
рода, желание поделиться этими знаниями с товарищами. Воспитывать чувство долга и
любви к своей семье.
4. Место, в котором я живу. Познакомить детей с историей возникновения своей малой
родины. Формировать уважительное отношение к месту, где ты родился. Воспитывать
чувство гордости за свою малую родину. Обогатить знания детей о
достопримечательностях родного края. Показать взаимосвязь культурных ценностей с
историей родного города, района, села. Воспитывать патриотические чувства детей.
5. Мой родной край. Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края,
развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей родине.
Рассматривание картин про город.
6. Хорошо ли быть злым? Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» — «зло»;
закреплять умение определять эмоциональное состояниеблизких людей, знакомых, побуждать
к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с
чувством злости.
7. Наше настроение. Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у людей;
показать в доступной форме изменчивость настроения;
учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления
и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.
8. Справедливость. Познакомить с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки
культуры общения через речевые упражнения, пословицы. Воспитывать такие качества, как
честность и справедливость.
9. Добрые дела и поступки. Добрые слова. Учить понимать значение добрых дел и добрых слов в
жизни человека; учить понимать, что не следует совершать плохие поступки. Учить видеть
добрые поступки героевсказок и рассказов.
10. Гордость. Познакомить детей с понятием «гордость». Совершенствовать навыки культуры
общения через коллективное творческое дело. Воспитывать такие качества, как гордость за
свои поступки, за успехи друзей.
11. Образ отца. Развивать у детей осознанное понимание роли отца в семье (опора семьи,
защитник). Раскрыть понятие «Глава семьи». Воспитывать уважительное отношение к отцу.
12. Мать и дитя. Учить видеть заботу, ласку, тепло мамы. Приучать дошкольников ценить

ежедневный, кропотливый труд мамы по дому. Воспитывать доброе, заботливое отношение к
маме, помочь понять, что мама у каждого из нас одна.
13. Жадность и щедрость. Познакомить детей с понятиями «щедрость» и
«жадность». Формировать опыт принятия решения в соответствии с внутренним голосом и
общепринятыми нормами морали и этики. Прививать детям стремление совершать добрые
поступки, быть отзывчивыми и щедрыми. Развивать понимание переносного значения
пословиц и поговорок о жадности — щедрости.
14. Храбрость и трусость. Формировать у детей понятия «мужество»,
«храбрость», знакомить с такими нравственными качествами, как стойкость, терпение.
Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей. Воспитывать любовь к
Родине, желание встать на её защиту.
15. Чувства других людей. Закреплять понятия «физическая боль» и «эмоциональная
боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать
помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
16. Добро и зло. Добро и зло в Православии. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и
«зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей
дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
Познакомить детей с понятиями «добра и «зла» в Православии.
17. Упрямство. Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; знакомить с
правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения,
контроля эмоций.
18. Скромность. Формировать у детей понятие «скромность». Учить понимать, почему так важно
для человека быть скромным. Учить детей мыслить, рассуждать, делать выводы по этому
поводу.
19. Благодарность. Раскрыть детям происхождение слова «спасибо»,
воспитывать
признательность и благодарность к окружающим людям
20. Храбрость и трусость. Формировать у детей понятия «мужество», «храбрость», знакомить
с такими нравственными качествами, как стойкость, терпение. Способствовать развитию
эмоционально-волевой сферы детей. Воспитывать любовь к Родине, желание встать на её
защиту.
21. Зависть. Познакомить с понятием «зависть». Рассказать детям о зависти как о сожалении
о чужой удаче, счастье, успехе. Обсудить с детьми случаи различного проявления зависти
в повседневной жизни. Учить детей стремиться не завидовать другим, а радоваться их
успехам. Формировать опыт принятия решения в соответствии с общепринятыми нормами
морали и этики. Развивать понимание дошкольниками переносного значения пословиц
и поговорок (по теме «Зависть»)
22. Доброжелательность. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить
правильно выражать своё эмоциональное состояние; развивать положительную самооценку.
23. Справедливость. Познакомить с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки
культуры общения через речевые упражнения, пословицы. Воспитывать такие качества, как
честность и справедливость.
24. Хвастовство и скромность. Формировать у детей понятие «скромность», учить понимать,
почему так важно для человека быть скромным. Познакомить детей с понятием
«хвастовство». Подвести к заключению, что хвастаться нехорошо. Совершенствовать навыки
культуры общения через речевые упражнения, пословицы.
25. Гордость. Познакомить детей с понятием «гордость». Совершенствовать навыки культуры
общения через коллективное творческое дело. Воспитывать такие качества, как гордость за
свои поступки, за успехи друзей.

26. Послушание. Формировать представление о послушании и непослушании. Показать, что
послушание — это возможность избежать многих неприятностей и несчастий. Развивать
умение сравнивать, анализировать поступки литературных героев.
27. Чувства других людей. Закреплять понятия «физическая боль» и «эмоциональная боль»; учить
детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь,
утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
28. Вера и верность. Уточнить понятие «вера» и «верность». Вызывать желание помогать людям,
быть добрым и отзывчивым. Создавать положительный опыт в развитии нравственного
поведения личности.
29. Мой родной край. Дать детям первоначальные знания о возникновении родного края,
развивать интерес к его истории. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.
30. Место, в котором я живу. Познакомить детей с историей возникновения своей малой родины.
Формировать уважительное отношение к месту, где ты родился. Воспитывать чувство
гордости за свою малую родину.
31. Достопримечательности родного края (города, района, села). Обогатить знания детей
о достопримечательностях родного края. Показать взаимосвязь культурных ценностей
с историей родного города, района, села. Воспитывать патриотические чувства детей.
32. Мой любимый детский сад. От истоков к современности. Дать детям знания об истории
возникновения детского сада и ближайшем его территориальном окружении. Учить детей
устанавливать взаимосвязь между прошлым и настоящим на примере изменений,
произошедших в период развития дошкольной организации с момента строительства до
наших дней.
Второй год обучения
1. Вводное занятие «Кто такой герой?» Познакомить детей с понятием «герой», подвести
к пониманию того, что героем может стать каждый человек, который совершает добрые дела
и поступки на благо окружающих людей. Формировать чувство уважения к людям,
совершающим хорошие поступки, воспитывать желание быть похожими на них.
2. Становление многонациональной Руси. Дать детям первоначальные представления об истории
возникновения многонациональной Русской земли, России. Сформулировать вместе с детьми
понятие «многонациональная Русь», формировать основы исторического сознания посредством
знакомства с жизнью и подвигами народа. Развивать интерес к истории своей страны, с которой
начинается любовь к Отечеству. Воспитывать чувство гордости за свою родную землю.
3. У истоков родного города, района, села (на примере великого князя Георгия Всеволодовича —
основателя Нижнего Новгорода). Дать представление об истории возникновения родного города,
района, села. Познакомить с именем его основателя. Воспитывать интерес к истории родного
края.
4. Герои древних времён (Александр Невский). Жизнь и служение Отечеству. Князь Александр
Невский — великий полководец, защитник земли Русской и веры православной. Знакомство
детей с житием князя, на примере его жизнеописания показать жизнь, исполненную любовью
к Родине, русскому народу.
5. Герои древних времён (Юрий Долгорукий). Пополнить знания детей о людях, оставивших след
в памяти народа. Воспитывать интерес к познанию истории родного города. Развивать
патриотические чувства детей — чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.
6. Герои древних времён (Дмитрий Пожарский). Познакомить с понятием «Смутное время»,
с историей жизни Дмитрия Пожарского. Воспитывать любовь и уважение к русским
национальным героям.
7. Герои древних времён (Кузьма Минин). Познакомить с историей жизни Кузьмы Минина,
с подвигом великих предков. Раскрыть детям значение сплочённости в жизни человека и целого
народа. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.

8. Николай Александрович Добролюбов. Познакомить детей с поэтом, публицистом, русским
литературным критиком Н. А. Добролюбовым, вызвать интерес к его жизни.
9. Максим горький. Познакомить с жизнью и творчеством М. Горького, обратить внимание на
сложную судьбу писателя.
10. Люди, оставившие след в истории родного края. Продолжить знакомить детей с историческим
прошлым своего края, знаменитыми земляками, их жизнью и деятельностью. Воспитывать
гордость за своих земляков.
11. На фронтах Великой Отечественной. Дать детям общие представления о Великой Отечественной
войне. Раскрыть понятие «Великая Отечественная». Дать представление о том, что война была
освободительной, велась во имя мир. Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление
быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
12. Валерий Павлович чкалов. Познакомить детей с В. чкаловым — лётчиком-испытателем
самолётов, с фигурами его высшего пилотажа, рассказать о его беспосадочных перелётах;
воспитывать чувство гордости, желание быть похожими на него, побуждать к высказываниям,
рассуждениям о его героических полётах.
13. Аркадий Петрович гайдар. Знакомить детей с жизнью и творчеством писателя. Формировать
представления о писателе-воине, журналисте, друге детей. Воспитывать на примерах его книг
доброту, мужество, а также чувство гордости за своего соотечественника.
14. Подвиг земляков (на примере Нижегородского края): Василий Иванович Казаков (герой
Советского Союза, маршал артиллерии). Расширить сведения о днях воинской славы и героях
нижегородцах. Способствовать формированию активной гражданской позиции, чувства гордости
за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества. Воспитывать детей на примерах мужества.
15. Подвиг земляков: Пётр Николаевич Нестеров (русский военный лётчик). Познакомить с подвигом
П. Н. Нестерова. На его примере развивать в детях смелость, умение быть собранными.
Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к воинам — защитникам нашей
Родины, желание быть похожими на них: храбрыми, находчивыми.
16. Подвиг земляков: Борис Владимирович Панин. Познакомить с подвигом лётчика Б. В. Панина.
Воспитывать патриотические чувства на его примере. Побуждать детей уважительно относиться
к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.
17. Подвиг земляков: георгий гаврилович Масляков. Рассказать о Герое Советского Союза
пулемётчике Г. В. Маслякове, о том, как в годы ВОВ храбро сражались и защищали Родину наши
солдаты. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своих земляков, любовь к малой
родине, а также уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны. Закреплять
знания детей о Великой Отечественной войне.
18. Подвиг тыла. Рассказать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными стали
шаги к ней. Познакомить с понятием «труженики тыла». Знакомить детей с тем, как жители
родного города, района, села трудились в тылу, приближая Победу. Рассказать о жизни детей
в годы войны. Воспитывать уважение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.
Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать
свою Родину и беречь мир.
19. герои моей семьи в Великой Отечественной войне. Развивать личность гражданина и патриота
России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины; закреплять
и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
и её героях. Развивать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны; побуждать
детей расширять доступные им знания о Великой Отечественной войне, о жизни советского
народа в те годы.
20. Какие бывают поступки. Раскрыть детям понятие «поступок». Раскрыть опыт нравственного
понятия «милосердие» на примере благотворительной деятельности. Развивать адекватную
оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ поступков людей. Воспитывать
уважительное отношение к людям, совершающим поступки на благо общества.

21. гордимся нашими олимпийцами. Познакомить детей со знаменитыми спортсменами. Раскрыть
понятие «защита чести страны». Формировать уважительное отношение к их спортивным
достижениям, воспитывать желание быть похожими на них.
22. Преодолей себя! Раскрыть понятие «паралимпиец». Познакомить детей со знаменитыми
спортсменами-паралимпийцами. Подвести детей к пониманию того, что эти люди ежедневно
совершают подвиг, для того чтобы добиться высоких результатов. Воспитывать гордость за
паралимпийцев и уважительное отношение к ним.
23. «Подвиг возраст не выбирает». Познакомить детей с добрыми поступками маленьких героев
в мирное время. Раскрыть смысл поговорки «Подвиг возраст не выбирает». Развивать умение
делать правильный нравственный выбор. Воспитывать желание быть похожими на маленьких
героев.
24. Улицы-герои моего родного края (города, района, села). Обогащать знания детей о названиях
улиц, их достопримечательностях. Формировать представления о том, что в названиях улиц
содержится история города, района, села, история людей.
25. Улица Дежнёва. Закреплять и расширять знания детей об историческом прошлом района, вызвать
у детей желание узнать побольше о своём городе, районе. Воспитывать бережное, заботливое
отношение к своему району.
26. Улица Николая Гастелло. Формировать у дошкольников чувство патриотизма, гражданственности,
уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Николая Гастелло,
героя ВОВ. Воспитывать патриотизм, уважение чувство гордости и благодарности к великим
подвигам герое Великой Отечественной войны. Способствовать духовно-нравственному
самоопределению детей, формированию гражданской позиции.
27. Улица Кривоусова. Продолжать знакомить детей с родным районом и героем, в честь которого
названа улица. Закреплять умение рассказать о своей улице.
28. Сквер Героев ВОВ. Познакомить детей с историей сквера. Формировать патриотические чувства
детей на основе полученных знаний. Воспитывать чувство гордости за жителей, прославивших
свой район.
29. Улица Феофанова. Формировать у дошкольников чувство патриотизма, гражданственности,
уважения к историческому прошлому на примере исторической личности
30. Могу ли я совершить поступок? Закреплять умение анализировать результаты своих слов, мыслей,
поступков. Развивать стремление проявлять добро и милосердие. Воспитывать в детях умение
обоснованно делать выбор в пользу добра, хороших поступков, следовать за добрыми влечениями
сердца.
31. Итоговое занятие. Интеллектуальная игра «что? где? Когда?». Обобщить, систематизировать,
закрепить знания детей пройденного материала. Учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
Формировать личностные качества детей: чувство товарищества,
ответственности,
взаимовыручки, умение работать в коллективе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
(МОНИТОРИНГА)
Цель и задачи диагностики
Цель: определение степени реализации парциальной программы
духовнонравственного воспитания детей 5 –7 лет «С чистым сердцем».
Задачи:
 определить степень реализации программных задач по формированию у детей эмоциональной
отзывчивости на переживания окружающих, поступки людейразных времён и поколений;
 выявить динамику духовно-нравственного воспитания ребёнка для выстраивания дальнейшей
работы с детьми.

Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга)
Диагностика носит индивидуальный характер и проводится в группах старшего дошкольного возраста
детей 5–7 лет. Диагностика проводится педагогами группы ДОО. В случае необходимости к
диагностике могут быть привлечены педагог дополнительного образования, педагог-психолог,
старший воспитатель и другие специалисты детского сада.
Рекомендуемое время проведения — 2 раза в год (октябрь, май).
Октябрь — промежуточная диагностика сформированности основ духовнонравственного воспитания.
Май — итоговая диагностика развития ребёнка.
Мониторинг проводится в два этапа.
Первый этап — диагностический.
На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации.
Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания
дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:

 беседы с детьми на темы нравственного содержания;
 решение проблемных ситуаций;
 наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со
взрослыми и сверстниками.
На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами
заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовнонравственного воспитания детей на начало и конец учебного года.
Второй этап — аналитико-обобщающий.
Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовнонравственном воспитании и эффективность реализации программы «С чистым сердцем».
Полученная информация обрабатывается, проводится качественный анализ результатов
формирования основ духовно-нравственного развития каждого ребёнка и определяются пути
его дальнейшего развития.
Методический
инструментарий
педагогической
диагностики
(мониторинга)
Определение результативности реализации
осуществляется по следующим критериям.

программы

«С

чистым

сердцем»

Программа реализована в полном объёме
Поведение ребёнка определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, «что такое
хорошо и что такое плохо»; стремится выполнять нормы и правила, понимает важность
нравственного поведения. Ребёнок:

 проявляет потребность в общении со взрослыми, ищет компромиссы, интересуется
проблемами социального характера и обсуждает их, задаёт вопросы; проявляет
потребность в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться, понимает и
учитывает интересы и особенности других детей;

 самостоятельно разрешает конфликтные ситуации; выбирает и использует способы
взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учётом их эмоционального и
физического состояния; сопереживает сверстникам и оказывает помощь; имеет чёткие
представления об эмоциях и чувствах, замечает и называет эмоциональное состояние
людей; стремится радовать других и быть полезным;

 проявляет ответственность, анализирует и оценивает свои поступки и поступки других
людей, замечает и исправляет ошибки; проявляет устойчивую привязанность к членам

своей семьи, считается с их интересами,состояниями, желаниями;

 имеет позитивную установку к различным видам труда и творчества;
 проявляет разнообразные познавательные интересы, в том числе к событиям
исторического характера;

 имеет чёткие представления о малой родине и Отечестве, о социокультурныхценностях
нашего народа;

 сочиняет сказки, рассказы на темы духовно-нравственного содержания;
 адекватно
реагирует
на
произведения
искусства
(художественная
литература,
 музыка и т. д.);

 адекватно реагирует на события, описанные в тексте; испытывает яркие переживания,
разнообразные по содержанию; развёрнуто выражает в речи сочувствие героям
произведений; даёт эмоциональную оценку персонажам и мотивирует её, исходя из
логики их поступков.
Программа в процессе реализации (точки роста)
Ребёнок:

 достаточно обобщённо формулирует моральные нормы, но может их нарушать в
реальной ситуации, старается исправиться, испытывает дискомфорт при нарушении
норм и правил;
 пытается позиционировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого;
проявляет потребность в общих действиях со сверстниками, но сверстник интересен как
участник игр и как средство самоутверждения;
 пытается самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, но не всегда продуктивно,
чаще прибегает к помощи взрослого; не всегда относит знакомые правила общения к
своей деятельности и поведению, оценка своих поступков не всегда адекватна; имеет
общие представления об эмоциях и чувствах, затрудняется в самостоятельном
объяснении причин их возникновения и приёмов преодоления отрицательных
переживаний; адекватно реагирует на эмоциональное состояние других людей,
сопереживает и стремится содействовать, но нередко без учёта интересов другого и
реальной ситуации;

 не всегда чётко выполняет поручения взрослых; с помощью взрослого анализирует и
оценивает свои поступки и поступки других людей, замечает и исправляет ошибки;
проявляет устойчивую привязанность к членам своей семьи, но в эмоционально
значимых ситуациях не считается с их интересами, состояниями, желаниями; проявляет
ситуативный интерес к труду итворчеству;

 имеет фрагментарные, информативные представления о малой родине и Отечестве, о
ценностях нашего народа;

 пытается сочинять сказки, рассказы на темы духовно- нравственного
содержания;

 ситуативно откликается на эмоции, отражённые в произведениях искусства, но
эмоциональное реагирование неглубокое; · эмоционально откликается на отдельные
эпизоды сюжета
Планируемые результаты по духовно-нравственному воспитанию
дошкольников



Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо), приобретение

добрых привычек.















Формирование у детей представлений о выдающихся земляках (историческихличностях и
героях современности), представлений о связи времён и поколений.
Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего
народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином страны, патриотом.
Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия,
уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки;
сопереживание; направленность и открытость к добру.
Проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ
высказывания участников беседы);
Соблюдение культуры поведения и общения;
Умение чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других
людей;
Умение испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, отцу,
детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти вдетский сад;
Умение испытывать радость и уважение к труду взрослых (сами дети должны иметь
посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их
выполнение);
Знание места проживания: страна, область, район, город, их символику,
достопримечательности, климатические условия, флору и фауну;
Знание своей нации, культуры, языка, традиций, принадлежности к религии, должны
гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву (её
историю, достопримечательности), показывать на карте России несколько крупных
городов;
Дети должны знать флаг, герб, гимн России;
Умение называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину и
уважать их культуру и традиции;
Умение любоваться природой, бережно относиться к ней; дети должны знать, что они
являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5-6 народов, живущих на Земле, их
обычаи и традиции.
Диагностический инструментарий
1. Наблюдение за ребёнком в разных видах деятельности.
2. Итоговые занятия.
3. Игровые
упражнения,
направленные
на развитие
следующих умений:

1. Распознавать свои чувства. «Волшебный мешочек» (в мешочек предлагаетсясложить все
отрицательные эмоции — злость, обиду, гнев — и обсудить их настроение); «Закончи
предложение» (Я обижаюсь, когда…, я сержусь,когда… и т. п.).
2. Понимать настроение и желание окружающих. «Цветик-семицветик» (из картона
вырезается цветок, к нему на липучках прикрепляются лепестки. Каждый ребёнок,
сорвав лепесток, загадывает одно заветное желание. Рассказать о нём другим можно
только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». Если загаданное желание связано с
удовлетворением личныхпотребностей ребёнка — он получает жёлтую фишку, если оно

3.
4.
5.

6.

имеет общественное значение — красную. В конце игры педагог предлагает обсудить,
какие желания понравились всем детям и почему). «Угадай настроение Бабы-яги»
(эмоции), «Угадай настроение по рисунку».
Слушать собеседника. «Испорченный телефон».
Общаться без слов. «Через стекло», «Тень». (Дети разбиваются на пары: один играет
роль человека, другой — роль его тени. человек делает любые движения, «тень»
повторяет их, действуя в том же ритме, что и человек.)
Беседа по прочитанным сказкам и рассказам: «Я злюсь» (Э. Крейрли — серия книг
«Учимся владеть чувствами»), «Рассказы о птицах» (К. Д. Ушинский), «Старик сажал
яблони...» (Л. Н. Толстой), «Упрямые козы» (узбекская народная сказка), «Самое
страшное» (Е. А. Пермяк), «Лучший друг» (Ю. И. Ермолаев), «Отомстила» (В.А.
Осеева), «Кто наказал его?» (В.А. Осеева), «Лиса и заяц» (русская народная сказка),
«Заяц, лиса и петух»(русская народная сказка).
Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той
или иной проблеме, а эмоционально проживать её.
Работа с родителями:







Повышение
заинтересованности
родителей
в формировании
духовности и нравственности у детей;
Повышение психолого–педагогической культуры родителей;
Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;
Установление
партнерских
отношений между
детьми,
родителями
и воспитателями;
Становление семьи активной социальной системой.

чувств

Работа с педколлективом:












Сформировать коллектив единомышленников;
Решить проблему обучения педагогов ДОУ по прохождению курсов повышения
квалификации по духовно-нравственному образованию и воспитанию дошкольников;
Обеспечить преемственности духовно-нравственного образованиядошкольников в семье
и детском саду, в начальной школе;
Отбрать методики и программы для эффективной работы;
Определить ведущие направления и виды деятельности педколлектива;
Сформировать коллективную копилку групповых, разновозрастных общихключевых
дел;
Установить взаимосвязи
с
сельским
социумом, родительской
общественностью;
Наработать групповые и общесадовские мероприятия, претендующие стать
традиционными;
Решить проблему материально-технического и нормативно- методического обеспечения
всем коллективом, включая младший педагогический и технический персонал;
Обеспечить
информационно-просветительское
сопровождение
духовнонравственного образования в ДОУ через стенды, сайт учреждения, социальные
сети и СМИ

Организационный раздел
Примерный перечень материалов и оборудования
Дидактические игры
 «Баю-бай…» Детям предлагается рассмотреть изображения на карточках с двух сторон,
послушать потешки или колыбельные песни, выполнить развивающие задания.
 «Дай правильный совет». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых
изображены различные ситуации, после чего дети дают свою оценку увиденному на картинке
и ищут верные пути разрешения конфликта или проблемы.
 «Дерево доброты». Детям предлагается полотно или макет дерева и набор карточек
с изображением хороших и плохих поступков.
 «Закончи сказку». Детям читается сказка духовно-нравственного содержания без конца
и предлагается закончить сказку самостоятельно.
 «Зимние и летние виды спорта».
 «Знаешь ли ты свой город?»
 «Как я могу помочь маме, папе?» Детям раздаются поля листы бумаги, разделённые на квадраты.
В центре поля — изображение мамы или папы. Ребёнку предлагается поиграть в лото, заполнить
поля разрезными картинками, подходящими для его поля, и объяснить свой выбор.
 «Как я помогаю дома?» На одной из карточек изображён мальчик, на другой — девочка.
К карточке, изображающей мальчика (девочку), нужно подобрать маленькие карточки,
изображающие то, как мальчики (девочки) помогают взрослым по дому.
 «Ласковое слово». Набор предметных картинок. Дети по очереди называют один и тот же
предмет ласковым слово.
 «Уроки вежливости». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать стихи,
обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию.
 «Уроки этикета». Знакомство детей с речевыми правилами, т. е. со словами и выражениями,
необходимыми при общении: прощании, приветствии, просьбе, при извинении, благодарности,
при разговоре по телефону, при выражении сочувствия.
 «Хорошо или плохо». Ситуации из жизни, которые знакомы детям и доступны для их понимания.
Подбор этих ситуаций продиктован ещё и тем, что ребёнку будет легко давать положительную или
отрицательную оценку ситуациям.
· «что лишнее нарисовал художник?» Детям предлагаются сюжетные картинки, на которых
изображена жизнь людей в разные временные эпохи. На каждой картинке необходимо найти
изображение, несоответствующее данному времени.
 «что хорошо, что плохо». Детям раздаются поровну карточки. Первый по жребию игрок делает
ход: кладёт лицевой стороной вверх картинку с изображением «плохого» действия. Он должен
объяснить, почему нельзя так поступать, к чему может привести такое поведение и т. д.
Следующий игрок должен «отбить» эту плохую карточку «хорошей»: положить картинку
с изображением «хорошего» действия. Если у кого-то нет нужной карточки, он про пускает
ход. Выигрывает тот, у кого закончатся все карточки.
 «Этикет для малышей». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, послушать
стихи, обсудить сюжет, составить свой рассказ по картинке, придумать собственную ситуацию.
 «Вспомни пословицы о маме». Игра с мячом.
 «Добрые слова». Воспитатель говорит сидящему рядом ребёнку доброе слово и даёт ему в руки
цветок. тот передаёт его следующему, произнося другое хорошее слово.
 «Кто больше назовёт добрых дел». Дети по кругу передают мягкий пушистыймячик, называя
при этом добрые дела и поступки.
 «Объясни пословицу». Пары карточек с изображением начала и конца пословицы. Надо
собрать как можно больше пар карточек и объяснить свой выбор. Карточки перемешиваются и
раскладываются рисунком вниз. Для усложнения игры карточки раскладываются в беспорядке.
Первый игрокоткрывает две любые карточки. Если на них картинки, изображающие одну иту









же пословицу, то игрок забирает карточки и открывает следующую пару карт. Если
изображения не сошлись — и игрок кладёт их на место рисунком вниз. Следующий снова
открывает две карточки. Игра заканчивается, когда разобраны все пары. Выигрывает тот, кто
больше собрал пар.
«Помоги богатырю отыскать дорогу». Лабиринт.
«Угадай профессию». Дети стоят в кругу. Ведущий показывает действия, которые выполняет
сотрудник детского сада. Дети повторяют движения ведущего, они должны угадать, о какой
профессии идёт речь, и назватьдействия, которые выполняет представитель этой профессии.
«Угадай, о ком я говорю».
«Узнай и назови орден». Фотографии орденов и рассказ, который содержит:название, историю
ордена, за какие заслуги им награждают.
Игра-лото «Семья».
Лото «Весело- грустно».
Альбомы для раскрашивания

 «Красивая салфетка для мамы».
 «Угощение для семьи».
 «Мужские и женские профессии».
 «Разные лица».
 «Пирамидки малышам».
 «Дети на празднике в детском саду».
 «Красивый участок».
 «Герб и флаг родного города».
 «Любимые места в городе».
 «Былинные герои».
 «Древнерусские суда».
 «Сказки М. Горького».
 «Великие битвы».
 «Одень воина».
 «Военная техника».
 «Олимпийская символика».
Альбомы для рассматривания
 «Мамина работа». Набор сюжетных картинок с женскими профессиями.
 «Моя родословная».
 «традиции нашей семьи».


«Оцени поступок». Карточки с сюжетными картинками, использованиекоторых в
игровых
упражнениях способствует знакомству детей с
разнообразными
формами
поведения
вразличных ситуациях, одобряемых или не одобряемых взрослыми.



«Наши чувства и эмоции». Материал познакомит детей с эмоциональныммиромлюдей.
Уловить
едва заметную
улыбку
или почувствовать

раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом —в сё это мир
наших чувств и эмоций.


«Добро и зло в русских народных сказках».



«Достопримечательности
описанием.



Комплект наглядных пособий «Россия — Родина моя»:



«Негосударственные символы России» (описания неофициальных символов нашей
страны: природных, архитектурных, музыкальных, гастрономических).



«Державные символы России». Рассматриваются такие важные понятия, как
Конституция, государственные символы — гимн, флаг, которые в ходе исторического
развития приобрели функции объединения людей, выражения нравственных идеалов
государства, служения стране, символы воинской доблести и героизма (Знамя Победы,
георгиевская ленточка, Андреевский флаг, а также архитектурный символ нашей страны
— Московский Кремль).



«Природа России». Рассматриваются все климатические зоны России, их природные
особенности, богатейший растительный и животный мир.



«История России». Рассматриваются яркие события отечественной истории: подвиги
великих правителей, воинов, землепроходцев, повлиявших на судьбу нашей страны.
тексты проиллюстрированы отобранными репродукциями произведений выдающихся
русских художников с учётомдетского восприятия.



«Места отдыха для детей».



«Любимый район».



«Наш детский сад».



«труд взрослых в детском саду».



«Летопись детского сада».



«Богатыри земли Русской».



«История русской одежды».



«Знаменитые битвы».



«Город вчера и сегодня».



«Обычаи и традиции русского народа».



«Защитники земли Русской».



«Александр Невский».



«Великие битвы Александра Невского».



«Основатель столицы Российской».



«День единства»

нашего

города».

Комплект

фотографий с

 «Герои Великой Отечественной войны». Комплект посвящён отважным и мужественным
людям, совершившим подвиг ради своей страны и отдавшим все силы на борьбу с
захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Фотографии героев
проиллюстрируют рассказ, сделают его образным и интересным.


«Дети — герои войны». Комплект посвящён юным защитникам Родины, которые плечом
к плечу со взрослыми сражались с захватчиками в годы Великой Отечественной войны
(1941– 1945). Лаконичные тексты картинок содержат краткую биографию; описание
подвига или военных операций, в которых они участвовали. Выводы о значении подвига
в истории войны.



«Полководцы».



«Подвиг в тылу».



«Животные-санитары».



«Города-герои». Комплект посвящён героическому подвигу городов и Брестской
крепости в годы Великой Отечественной войны. Лаконичные тексты картинок содержат
описание подвига защитников города; названия мест сражений; фамилии героев обороны
и военачальников; краткое описаниесобытий войны, связанных с боями за город; выводы
о значении обороны города для победы нашей страны; описание памятников,
посвящённых Великой Отечественной войне.



«Расскажите детям об Олимпийских играх». Серия наглядно-дидактических пособий
предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3–7 лет в детском
саду и дома.



Каждый выпуск содержит материал по отдельной теме.



«Паралимпийцы — победа над собой».



«Наши знаменитые земляки».

 «Путешествие по району».
В современных условиях актуально использование аудиовидеоматериалов и
мультимедийных презентаций:
 «Моё семейное древо».
 «Мир эмоций».
 «Во времена Древней Руси».
 «Минин и Пожарский».
 «Сила России в единстве народа».
 «Александр Невский».
 «По страницам Великой войны».
 «Блокада Ленинграда».
 «Битва за Москву».
 «Дети — герои войны».
 «Битва за Берлин». ·
 «Преодолей себя!»
 «Улицы моего района».
Один из любимых видов деятельности детей — просмотр мультфильмов.
 «Встречайте бабушку».
 «Мама для мамонтёнка».



























«Моя семья».
«День рождения бабушки».
«Моя мама — волшебница».
«И мама меня простит».
«Если бы я был моим папой»
Цикл мультфильмов «Простоквашино».
«Просто так».
«Крепыш».
«Мишка-задира».
«Подарок для самого слабого».
«Алёша Попович и тугарин Змей».
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
«Александр Невский. Победа над смертью».
«Садко».
«тебе, Москва».
«Воробьишко».
«Мальчиш-Кибальчиш».
«Солдатская сказка».
«Солдатская лампа».
«Воспоминание».
«Скрипка пионера».
«Легенда о старом маяке».
«Василёк».
«Великая Отечественная».
Отрывки из художественных фильмов

 «Мальчик-звезда».
 «Викинг».
 «Александр Невский».
 «Александр. Невская битва».
 документальный фильм «Дмитрий Донской. Спасти мир».
 Учебный фильм «Минин и Пожарский».
 Художественный фильм «Минин и Пожарский».
 «Хоккеисты».
 «Голубой лёд».
 «Вратарь».
 «Легенда № 17».
 «Матч».
Для организации бесед используется литература духовно-нравственного содержания:
произведения В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, М. Горького, А. Л. Барто и др.; русские
народные сказки; авторские сказки; былины; легенды и т. д.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Образовательная деятельность организуется в групповых помещениях (старшей и
подготовительной к школе групп), музыкальном зале, кабинете педагога дополнительного
образования.
Для реализации программы духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем» в
дошкольной организации созданы необходимые условия, отвечающие требованиям ФГОС ДО:
материально-технические: наличие компьютера, магнитофона, музыкального центра,
цифрового фортепиано, телевизора, видеомагнитофона, мультимедийной установки; DVDдисков, интернет-ресурсов;психолого-педагогические, обеспечивающие уважение педагогов к
личности воспитанников, формирование и поддержку их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной
деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и
индивидуальным особенностям, ориентированных на интересы ивозможности каждого ребёнка;
защиту детей от всех форм физического и психического насилия.
развивающая предметно-пространственная среда, включающая литературу для детей по
духовно-нравственному
воспитанию
и
литературу
исторического
содержания;
иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий; аудиои видеоматериалы; методические разработки занятий, сценарии праздников, тематических
вечеров; оформление тематических альбомов,выставок.

Список литературы

1. Артемова Е. И. Духовно нравственное воспитание дошкольников //Дошкольная педагогик2012.
2. Баринова Е. В. Знакомство с вежливыми словами: пособие по детскому этикету для
воспитателей детских садов и школ раннего развития. - Ростов н/Д: Феникс,2013.
3. Белоусова Р. Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом
воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский
институт развития образования, 2009.
4. Белоусова Р. Ю., Егорова А. Н., Калинкина Ю. С. Парциальная программа духовнонравственного
воспитания
«С
чистым
сердцем»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».