Рабочая программа воспитания 2024-2025 у.г

Рабочая программа воспитания.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
воспитания
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 6» (далее – Программа воспитания) является
нормативно-управленческим
документом,
определяющим
содержание
и
организацию
воспитательной работы на уровне дошкольного образования в группах общеразвивающей
направленности.
Программа воспитания разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утвержденного приказом
Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной
программой.
Программа воспитания является компонентом Образовательной программы дошкольного
образования МАДОУ «Детский сад № 6» г. о. Верхняя Пышма и призвана помочь всем участникам
образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде».
Основу воспитания составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные
ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России,
передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской
идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство,
нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном
развитии многонационального народа России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной
работы МАДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей:
• ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания;
• ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания;
• ценности человек,
семья, дружба,
сотрудничество
лежат в
основе
социального направления воспитания;
• ценность познание
лежит в
основе познавательного
направления воспитания;
• ценности жизнь и
здоровье
лежат в
основе физического и
оздоровительного направления воспитания;
• ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания;
• ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника МАДОУ и с
традиционными ценностями российского общества.

С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, реализация
Программы воспитания предполагает социальное партнерство МАДОУ с другими учреждениями:
• дошкольными образовательными организациями;
• учреждениями культуры (музеи, театры, библиотеки и др.);
• общеобразовательными организациями;
• организациями дополнительного образования.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника МАДОУ и с
традиционными ценностями российского общества.
Коллектив МАДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу воспитания направления,
которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал МАДОУ с учетом
имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.
МАДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы,
региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),
реализуются в рамках всех образовательных областей.
Таким образом, в центре Программы воспитания находится личностное развитие
воспитанников и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе. Программа воспитания обеспечивает взаимодействие
воспитания в дошкольном образовательной организации (далее - МАДОУ) и воспитания в семьях
детей от 2 лет до 8 лет.
2.1.7.1. Целевой раздел Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в МАДОУ - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает:
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа,
социально приемлемых нормах и правилах поведения;
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному),
другим людям, самому себе;
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в МАДОУ:
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и
зле, должном и недопустимом;
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях,
внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к
творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия
уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к
творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
Направления воспитания.

1. Патриотическое направление воспитания.
Цель патриотического
направления воспитания содействовать формированию
у
ребёнка
личностной позиции
наследника традиций
и культуры, защитника
Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство
патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса,
чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к
своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада,
народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника»,
испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к
истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);
«патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и
творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта,
района, края, Отчизны в целом).
2. Духовно-нравственное направление воспитания.
Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно­ нравственного направления
воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно­ смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско ­ взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в
его
культурно-историческом и
личностном аспектах.
3. Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими
людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений
и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без
грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная
инициатива ребёнка в детско­ взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Культура поведения в своей основе
имеет глубоко
социальное нравственное
чувство
-уважение
к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с

накоплением нравственных
культурного поведения.

представлений,

формированием

навыка

4. Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В МАДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных
качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовнонравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания
наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
5. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения
детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и
правилами безопасности.
2) Ценности жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления
здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной
ценности
и
здоровью
как
совокупности физического, духовного и социального
благополучия человека.
6. Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность-труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил
для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд
постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в
выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои
действия.
7. Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной
сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего
мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота
помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер.
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка.
Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные
«портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
На уровне МАДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры образовательной программы дошкольного
образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основание для их формального сравнения с реальными достижениями
детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)
Направление
Ценности
Целевые ориентиры
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому.
Духовно-нравственное Жизнь, милосердие,
Способный понять и принять, что такое
добро
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Социальное
Человек, семья,
Испытывающий чувство удовольствия в
дружба,
случае одобрения и чувство огорчения в
сотрудничество
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный
к
самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Познавательное

Познание

Физическое
и оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Проявляющий интерес к окружающему миру и
активность в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена,
безопасное поведение и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление
к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту,

Эстетическое

Культура и красота

в игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и
другое).
Проявляющий
эмоциональную
отзывчивость на красоту в окружающем мире
и искусстве. Способный к творческой
деятельности (изобразительной,
декоративнооформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое).

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье, близким
людям.
Духовно­
Жизнь, милосердие,
Различающий основные проявления добра и
нравственное
добро
зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого
в ситуациях морального выбора.
Социальное
Человек, семья,
Проявляющий ответственность за свои
дружба,
действия и поведение; принимающий и
сотрудничество
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Познание

Физическое
и оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении,
в том числе творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности
и
в
самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на
основе традиционных ценностей
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление
к личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать
и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

2.1.7.2. Содержательный раздел Программы воспитания.
Уклад образовательной организации
Уклад МАДОУ - это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных
отношений: руководителей МАДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
обучающихся, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения
МАДОУ.

Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МАДОУ, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детсковзрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Уклад МАДОУ «Детский сад № 6» регламентирован:
 Устав МАДОУ «Детский сад № 6»;
 Правила внутреннего распорядка воспитанников МАДОУ «Детский сад № 6»;
 Правила внутреннего трудового распорядка МАДОУ «Детский сад № 6»;
 Коллективный договор МАДОУ «Детский сад № 6»;
 Кодексов педагогической этики МАДОУ «Детский сад № 6».
Культура поведения - значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду
направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие
спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и
развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в
детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
В нашем МАДОУ «Детский сад № 6» существуют свои традиции и ритуалы:
 Акции по безопасности дорожного движения, экологические и др.
Воспитанники и родители (законные представители) являются активными участниками различных
акций, которые проходят ежегодно, например, ГИБДД «Средства индивидуальной мобильности»,
«Автокресло детям», «Засветись – фликеры!», «ПДД люблю!», экологическая акция «Сдай
батарейку – спаси ёжика», «Сдай макулатуру – спаси дерево!».
 День рождения в ДОУ.
День рождения – именной праздник каждого ребенка, особенное событие в его жизни. Это
торжество, которое объединяет воспитателей-детей-родителей.
Традиция отмечать день рождения в ДОУ выполняет несколько важных аспектов: развивает
способность к сопереживанию радостных событий, вызывает положительные эмоции у детей,
обозначает значимость каждого ребёнка в группе, создает праздничную атмосферу,
передает чувство праздника всем детям, укрепляет дружеские отношения детей.
 Конкурсы, выставки совместного творчества детей и родителей, направленные на формирование
доброжелательной атмосферы в семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и сообществу детей и взрослых в МАДОУ:
«Наш друг – светофор», «Моя семья», «Осенний вальс», «Знает каждый гражданин – пожарный
номер 01!», «Новогодняя открытка на ёлку», «Все работы хороши!», «Весна шагает быстрыми
шагами!», «Домашняя лаборатория», «Золотая маска»

 Экскурсии, соревнования, праздники при активном участии родительской общественности.
По улицам города, в парк культуры и отдыха, в парк УГМК; при сдаче норм ГТО по физической
культуре; участие родителей в лыжне России; участие родителей в праздниках в качестве актёров и
зрителей; участие родителей в субботниках, родительских собраниях, мастер-классах, активные
помощники в изготовлении атрибутов для предметно-пространственной среды.
 Традиционными праздниками в нашем детском саду стали:
«День защитника Отечества», «8 марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы»,
«Выпускной праздник», «День защиты детей», «День семьи, любви и верности», «День России»,
«День знаний», «День пожилого человека», «День народного единства», «День матери», «Новый год
в гостях у ребят»
 Помимо данных мероприятий, в ДОУ предусматривается широкое использование малых
фольклорных форм, сказочных сюжетов, народных примет и обычаев в процессе различных
режимных моментов.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они
объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения
фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.
Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру
поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях
разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение,
способствует умственному развитию.
Программа воспитания учитывает условия, существующие в дошкольном МАДОУ,
индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.
МАДОУ «Детский сад № 6» современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в
котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и
инновационному будущему.
В шаговой доступности от МАДОУ «Детский сад № 6» расположены:









МАОУ СОШ № 22, 4;
городская библиотека;
стадион УГМК;
ДК Металлург;
Манин Парк;
музей военной техники;
краеведческий музей;
памятный знак участников ВОВ.

А это позволяет привлечь их в рамках социально-педагогического партнёрства по различным
направлениям воспитания и социализации воспитанников.
Основные традиции воспитательного процесса в МАДОУ «Детский сад № 6»:
1. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада
событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие
дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту
ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений,
положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает большой воспитательный
результат.
2. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются
педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов

искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и
национальными ценностными установками.
3. Воспитатели и специалисты МАДОУ «Детский сад № 6» ориентированы на организацию
разнообразных форм детских сообществ. Это кружки, творческие студии, лаборатории, детсковзрослые сообщества и др. Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей.
4. В детском саду создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи.
Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями,
идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая
инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества
воспитательной работы.
6. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре
своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи, которые систематически организуются в
каждой группе МАДОУ. Музейная педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая
исторической и художественной значимостью.
Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовно - нравственного развития
и воспитания личности гражданина России, включающей в себя:
 национальный воспитательный идеал – высшая цель, образования нравственное (идеальное)
представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия
основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий,
религиозных объединений и общественных организаций;
 базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные
установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных
традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к
поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон
и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и
настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор,
смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество;
- духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически

организованный процесс усвоения и приятия воспитанниками базовых национальных ценностей,
имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей
являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурнотерриториальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения
(христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские,
буддистские), мировое сообщество.
Воспитывающая среда МАДОУ.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая
среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и
взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского
общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются её
содержательная насыщенность и структурированность.
При организации воспитывающей среды МАДОУ учитываются:
•
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе;
•
условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с
традиционными ценностями российского общества;
•
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
Воспитывающая среда строится по трем направлениям:
«от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и
смыслами;
«от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие
ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
«от
ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт
позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Общности образовательной организации.

Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их
единства и совместности, для которой характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов.
Понятие общность основывается на социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой
исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она
определяет целиком и полностью те формы, и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые
свойства своей личности, черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь, по которому
социальное становится индивидуальным.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных видов общностей
(педагог-дети, дети, родители (законные представители) – ребенок (дети), педагог – родители (законные
представители).

Виды общности

Характеристики

Профессиональная

Это устойчивая система связей и отношений между людьми,
единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
МАДОУ. Сами участники общности должны разделять те ценности,
которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой
общности является рефлексия
собственной профессиональной деятельности.

Профессиональнородительская

Включает сотрудников МАДОУ и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг
к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка
в семье и в МАДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в МАДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими
взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в
дальнейшем создание условий, которые необходимы для его
оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая

Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий,
ценностей и смыслов у всех участников
общности. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к
тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем
эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Детская

Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы
общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда,
когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с
желаниями других.

К профессионально-родительским общностям в МАДОУ относятся:
 совет МАДОУ;
 родительский комитет.
Детско-взрослое сообщество в МАДОУ организовано по инициативе детей и взрослых на
основе социально значимых целей, партнерства и сотрудничества. Воспитание дошкольников в данном
случае происходит в процессе социальной одобряемой деятельности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как
условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный
настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это
необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в
МАДОУ;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности обучающегося;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться
с выводами о поведении и способностях в;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к обучающимся;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей.
Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста,
способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности
детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.
Разновозрастное взаимодействие имеет большое воспитательное значение:
 способствует расширению спектра освоенных социальных ролей;
 создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как
самостоятельность, толерантность,
доброжелательность, дисциплинированность,
а также ответственность;
 является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе
знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес
дошкольника к социуму.
В МАДОУ осуществляется разновозрастное взаимодействие дошкольников в различных формах
организации детской деятельности:
 работа на огороде;
 праздники, досуги, спектакли;
 акции;
 «клубные часы».
Задачи воспитания в образовательных областях.
Для проектирования содержания воспитательной работы соотнесены направления воспитания и
образовательные области.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста
всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
 Образовательная
область
«Социально-коммуникативное
развитие»
соотносится
с
патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;
 Образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и
патриотическим направлениями воспитания;
 Образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и эстетическим
направлениями воспитания;
 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с эстетическим
направлением воспитания;
 Образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и оздоровительным
направлениями воспитания.

Образовательные
Задачи воспитания
области
СоциальноРешение задач воспитания направленно на приобщение детей
коммуникативное развитие к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек»,
«Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это
предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
- воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному
краю, своей стране;
- воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности; воспитание ценностного отношения к культурному
наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
народа, к нравственным и культурным традициям России.
- содействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном;
- воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
активной личностной позиции.
- создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
- формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
Познавательное развитие
Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям
«Человек», «Семья», «Познание»,«Родина» и «Природа», что предполагает:
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
- приобщение к отечественным традициям праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
- воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам
страны (флагу, гербу, гимну);
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного
края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению
природы.
Речевое развитие
Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям
«Культура», «Красота», что предполагает:
- владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;
- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом,
образном языке).

Художественно –
эстетическое развитие

Физическое развитие

Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям
«Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви)
к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и
стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия
ценностей «Красота», «Природа», «Культура».
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира
ребёнка;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми;
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка
его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими
людьми (детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания направлено на приобщение детей к ценностям
«Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
- формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
- воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и
волевых качеств.

Формы совместной деятельности в образовательной организации.
Работа с родителями (законными представителями).
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим
условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничества с
родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что
личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость)
воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе МАДОУ, в совместных с детьми
мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании
детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый
совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно
повысить уровень партнерских отношений.
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения
МАДОУ.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов МАДОУ и семьи по созданию условий
для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
 повысить
компетентность
родителей в вопросах развития личностных
качеств

детей дошкольного возраста;
 оказать
психолого-педагогической поддержку родителям ввоспитании ребенка;
 объединить усилия
педагогов
и
семьи по
воспитанию
дошкольников
посредством совместных мероприятий.
В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей обучающихся,
воздействия на семейное воспитание используются различные формы работы. По каждой возрастной
группе воспитателями ежегодно составляется План работы с родителями и вносится в рабочую
программу воспитателя.

Основные формы и содержание работы с родителями:
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления
образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а
также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и
просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным
вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с
использованием ИК-технологий.
3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с
практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются
педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
4. Педагогический тренинг. В основе тренинга - проблемные ситуации, практические задания
и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию,
смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по
поводу проведённой деятельности.
5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы.
Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
6. «Клуб заинтересованных родителей». Добровольное объединение родителей. Раз в месяц
проводятся тематические встречи, на которых специалисты и воспитатели предлагают
обсуждение вопросов и решением проблем по конкретным темам. Очень часто тема встречи
запрашивается родителями. Поддержка родительских инициатив способствует установлению
доверительных партнерских отношений межу педагогами и семьями воспитанников.
7. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества
ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в «ВКонтакте», через
мессенджеры WhatsApp, Viber и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям
уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
8. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся совместные с
родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников
образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей,
родителей и педагогов, педагогов и детей.
9. «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при
участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других
мероприятий.

10. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской
общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления
и развития детей.

События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности.
Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы
на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных
действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не
только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный
момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно
реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события
проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы МАДОУ, группы,
ситуацией развития конкретного ребенка.
Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные
условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно со
взрослыми проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу,
самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других.
Подготовка, организация и проведение воспитательного события проходит с учетом
принципов:
 творческий подход к организации события;
 активность и самодеятельность детей;
 поддержка инициативы детей;
 формирование опыта самостоятельного решения проблемы;
 избегание оценочных суждений;
 коллективизм и социальная солидарность.
Проектирование событий в МАДОУ возможно в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый
спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего
детского сада и т. д.).
В организации воспитательной деятельности учитывается также принцип сезонности,
доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, проводы зимы и т. п.,

общественно-политические праздники.
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей российского
общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и событий в РФ, календаря
образовательных событий, календаря профессиональных праздников. В соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, каждый педагог создает тематический творческий проект в своей
группе и реализует его в течение года.
Совместная деятельность в образовательных организациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению Программы, в рамках которой возможно
решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в ДОУ.
Основные виды
организации
совместной
деятельности
в
образовательных ситуациях в МАДОУ:
 ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
 социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из
личного опыта;
 чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение
рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
 разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды­ инсценировки;
 рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
 организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное);
 экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию), посещение спектаклей, выставок;
 игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие, квест- игра);
 демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также
специфику МАДОУ и включать:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
Предметно-пространственная среда МАДОУ «Детский сад № 6»
 отражает
ценности,
на
которых
строится
Программа
воспитания,
способствует их принятию и раскрытию ребенком;
 включает знаки и символы государства, региона, города и МАДОУ.
 отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится МАДОУ;
 должна быть экологичной, природосообразной и безопасной;
 обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности
 отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
 обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,

формирует научную картину мира;
 обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в
жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены
в среде;
 обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового
образа жизни, физической культуры и спорта;
 предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции.
Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Вся среда МАДОУ является гармоничной и эстетически привлекательной.
Окружающая ребенка РППС МАДОУ, при условии ее грамотной организации, обогащает
внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с РППС МАДОУ как:
 оформление интерьера дошкольных помещений (групп, коридоров, залов, лестничных
пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
 размещение на стенах МАДОУ регулярно сменяемых экспозиций;
 озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных
возрастных категорий, разделяющих свободное пространство МАДОУ на зоны активного и
тихого отдыха;
 акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды, плакаты,
инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.
Поэтому территория МАДОУ благоустроена, каждая группа имеет прогулочный участок. Все
участки озеленены насаждениями различных видов деревьев и кустарников, имеются клумбы с
однолетними и многолетними насаждениями.
На территории МАДОУ находятся: площадки для игровой и физкультурной деятельности
детей. Все оборудование покрашено и закреплено.
В группах созданы различные центры активности:
При выборе материалов и игрушек для РППС ДОУ ориентируется на продукцию отечественных
и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным
задачам воспитания детей дошкольного возраста.
При создании РППС для детей с ОВЗ МАДОУ учитывает особенности их психофизического развития.
Организация имеет необходимые для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов).

Социальное партнерство.
Особая значимость в воспитательной работе придается взаимодействию с социальными
партнерами МАДОУ.
Устанавливая социальное партнерство МАДОУ с другими заинтересованными лицами,
создаются условия:
•
для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного
окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за
счет снятия территориальной ограниченности МАДОУ (экскурсии, походы);

•
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного
пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
•
воспитания уважения к труду взрослых;
Взаимодействие МАДОУ с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
•
добровольность;
•
равноправие сторон;
•
уважение интересов друг друга;
•
соблюдение законов и иных нормативных актов.
Планы взаимодействия МАДОУ с различными учреждениями разработаны с учетом
доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности.
Сотрудничество коллектива МАДОУ с МАОУ СОШ № 22 г.Верхняя Пышма обеспечивает
преемственность и непрерывность в организации воспитательной работы между дошкольным и
начальным звеном образования.
Для воспитанников детского сада организуются экскурсии в школу, участие в совместных
конкурсах и мероприятиях.
Для развития у детей целостного представления об окружающем мире, усвоения социальных
ценностей, формирования личностной культуры организуется совместная деятельность с
Библиотекой для детей и молодежи г.Верхняя Пышма. Беседы, конкурсы, викторины, совместные
мероприятия способствуют развитию воображения, любознательности, вдумчивости, повышают
интерес к чтению детской литературы.
Для реализации совместных творческих проектов и участия в конкурсах творчества
организуется совместная деятельность с МАУ ДУ ДЮЦ «Алые паруса», МБ УДО «Детская
художественная школа», МАОУ ДО ДДТ, Музей военной техники УГМК, МБУК Верхнепышминский
исторический музей, ОГИБДД МО МВД России Верхнепышминский, 60 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС
России по Свердловской области, МАУ «СШОР» Лидер», Верхнепышминский парк культуры и
отдыха «Манин парк». ГО Верхняя Пышма.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития
участников образовательного процесса. Такая работа, развивает позитивное общественное мнение об
МАДОУ, повышает спрос на образовательные услуги для детей, улучшает подготовку детей к более
легкой адаптации в новой социальной среде.

2.1.7.3. Организационный раздел Программы воспитания
Кадровое обеспечение
Дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими
кадрами. В МАДОУ работает 28 педагогов. Из них: 19 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 2
инструктора по физической культуре, 2 учителя-логопеда, 1 педагог-психолог. Укомплектованность
педагогическими кадрами составляет 100%.
Все педагогические кадры имеют профессиональное педагогическое образование.
Анализ педагогического стажа показал, что в МАДОУ преобладает процент педагогических
кадров с опытом работы.
Все педагоги МАДОУ имеют специальное педагогическое образование: 13 педагогов – 48,15 % высшее
педагогическое, 14 педагогов – 51,85% среднее - специальное. Коллектив детского сада достаточно
стабилен:
Вместе с тем надо отметить, что наряду с педагогами, имеющими высокий профессиональный уровень, в

коллективе есть молодые, творческие педагоги с большим потенциалом и способностями. Расстановка кадров
осуществляется так, что в группе работает один педагог с большим стажем работы и молодой педагог. Так, все
педагоги со стажем работы более 6 лет являются наставниками и передают накопленный опыт молодым
педагогам.
У педагогов МАДОУ «Детский сад № 6» развиты профессионально значимые компетенции,
необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Педагогический
коллектив
Проценты
Воспитатели
Специалисты

Высшая
квалификационная
категория
16%
3
2

Первая
Соответствие
квалификационн
должности
ая категория
39%
35%
8
7
3
1

Нет
квалификационной
категории
10%
3
0

Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе
методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных
учреждений, а также саморазвиваются. Все это в комплексе дает хороший результат в организации
педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников.
Педагогический коллектив МАДОУ стабильный, работоспособный, текучести кадров нет.
Педагоги, специалисты имеют высокий профессиональный уровень работы с детьми.
Для осуществления качественного образовательного процесса в МАДОУ педагогический
персонал повышает свой профессиональный уровень через систему обучающих мероприятий
городского, регионального уровня и системы внутреннего обучения, распространения
педагогического опыта и модуль самообразования педагогов. В МАДОУ создавались условия для
повышения профессионального уровня педагогов.
В МАДОУ работала группа педагогов по реализации ФГОС ДО. Методическая работа в МАДОУ
направлена на повышении профессиональной компетентности педагога в вопросах совершенствования
образовательного
процесса и создание такой образовательной среды, в которой полностью будет
реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива и повышение
качества образовательного процесса МАДОУ.
Анализ педагогического состава ДОУ позволяет сделать выводы о том, что педагогический
коллектив имеет достаточно высокий образовательный уровень, педагоги стремятся к постоянному
повышению своего педагогического мастерства. Кадровая политика ДОУ направлена на развитие
профессиональной компетентности педагогов, учитываются профессиональные и образовательные
запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной
самореализации, привлечение в ДОУ молодых специалистов.
Нормативно-методическое обеспечение.
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания представляет
собой перечень локальных правовых документов МАДОУ, в которые вносятся изменения после
принятия Рабочей программы воспитания:
 Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6»
г.Верхняя Пышма;
 Программа развития МАДОУ «Детский сад № 6» г. Верхняя Пышма;
 Программа воспитания МАДОУ «Детский сад № 6» г.Верхняя Пышма;
 Календарный план воспитательной работы на учебный год;






Годовой План работы на учебный год;
Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть основной образовательной
программы;
Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной
деятельности в МАДОУ;
Планы взаимодействия с социальными партнерами.

Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в МАДОУ не зависит от наличия
(отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в МАДОУ лежат традиционные ценности российского
общества. Создаются особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов,
и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную
ситуацию развития.
Программа воспитания предполагает создание следующих условий, обеспечивающих
достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
 направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными
потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного
опыта детей особых категорий;
 формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми
образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка,
создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения;
 создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории
дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и
укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
 доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей
ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда
созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с
особыми образовательными потребностями;
 участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия является ценностной основой уклада МАДОУ и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: МАДОУ инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны
разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.

На уровне воспитывающих сред: РППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ;
событийная воспитывающая среда МАДОУ обеспечивает возможность включения каждого ребенка в
различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает
возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт
развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность
в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества
в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с
учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает
самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить
переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных
организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и
содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их
успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем
мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.

Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных датт.
Дата
Название
1 сентября
День знаний
3 сентября
День окончания второй мировой войны, день
солидарности в борьбе с терроризмом
8 сентября
Международный день распространения грамотности
27 сентября
День воспитатели и всех дошкольных работников
1 октября
Международный день пожилых людей, международный
день музыки
4 октября
День защиты животных
5 октября
День учителя
3 воскресенье октября
День отца в России
4 ноября
День народного единства
8 ноября
День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России
Последнее воскресенье ноября День матери в России
30 ноября
День Государственного герба РФ
3 декабря
День неизвестного солдата, международный день инвалидов
5 декабря
День добровольца (волонтера) в России
8 декабря
Международный день художника
9 декабря
День Героев Отечества
12 декабря
День Конституции РФ
31 декабря
Новый год
27 января
День снятия блокады Ленинграда, день освобождения
Красной армии крупнейшего «Лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста
2 февраля
День разгрома советским войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве
8 февраля
День российской науки
15 февраля
День памяти о Россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества.
21 февраля
Международный день родного языка
23 февраля
День защитника Отечества
8 марта
Международный женский день
18 марта
День воссоединения Крыма с Россией
27 марта
Всемирный день театра
12 апреля
День космонавтики
1 мая
Праздник весны и труда
9 мая
Праздник «День Победы»
24 мая
День славянской письменности и культуры
1 июня
Развлечение для воспитанников МАДОУ
«День защиты детей»
6 июня
День русского языка
12 июня
День России
22 июня
День памяти и скорби
12 августа
День физкультурника
22 августа
День государственного флага РФ

27 августа

День российского кино

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».