27.04.2021
Ваш
малыш растет. С каждым днем он все больше и больше включается в жизнь. Вот он
тал останавливать глаза на вашем лице и внимательно, не мигая, как умеют это
только дети рассматривать его. Вот он смотрит на яркие игрушки вещи в комнате,
поворачивает голову на звук, тянется к игрушке, улыбается вам… И вот на 2-3
месяце наступает момент, когда ребенок должен заговорить. Конечно, так не
бывает, чтобы ребенок в один миг перешел от молчания к речи. Однако момент,
знаменующий начало пути, все же существует. Это появление гуления, а затем
лепета. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которые издает ребенок, нет
смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь,
который приведет к возможности общения.
На
9-10 месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые
простые слова, которые сосуществуют до 18-20- го месяца с лепетом. Лепет становится к этому времени качественно
иным, приобретает «мелодию», становится разнообразным по интонации, высоте
звучания и т.д. Сами же слова воплощают наиболее интересное, ценное для
ребенка. Прежде всего, это слова «мама» и «папа». Дети всего мира начинают копить
свой словесный багаж именно с них. Не случайно почти во всех языках они состоят из двух
повторяющихся слогов, четких по звучанию и легких для произношения.
В
1,5- 2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых,
быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит
стремительно. В более позднем возрасте человек не может так легко овладеть
языком. Дело в том, что мозг ребенка в
этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Его мозговые клетки максимально готовы
усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно в этот период
обеспечить ребенку необходимый объем словаря и образцы правильной речи
взрослых.
Дети
гениальны в освоении языка – этой сложнейшей системы абстрактных знаков,
изобретенных человечеством в процессе эволюции его духовных способностей. Но, к
сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, а он молчит или начинает
говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети
начинают дразнить его или не общаются с ним.
Визит
к логопеду может закончиться диагнозами:
-
алалия – неспособность овладеть средствами языка;
-
общее недоразвитие речи (ОНР) – стойкое недостаточное владение различными
средствами языка (словами, грамматикой);
-
задержка речевого развития – временное недостаточное владение различными
средствами языка;
-
анартрия – полная неспособность членораздельно артикулировать, или дизартрия –
частичная неспособность членораздельно артикулировать.
Анартрия
и алалия – тяжелые формы речевых расстройств, при которых ребенок не может
общаться с окружающими, а без речи он не может полноценно развиваться
умственно.
Алалия
(афазия развития) – диагноз, который принято ставить детям до 3,5 – 4 лет. В
более позднем возрасте безречья, как правило, не бывает. Какие-то речевые навыки
появляются. В связи с этим у детей с выраженными нарушениями речевого развития
после 4,5 - 5 лет речевой дефект чаще всего обозначается как общее недоразвитие
речи (ОНР). Этот термин введен известным отечественным исследователем детской
речи Р. Е. Левиной. Слово «общее» означает, что у ребенка не формируется не
только устная речь, но отстает и способность понимать речь и , особенно,
улавливать значение грамматических элементов языка. Детей с ОНР делят на группы соответственно
степени тяжести речевого дефекта:
I – зачатки слов, присутствие
лепетных фрагментов;
II – резкое ограничение словаря и
отсутствие фразовой речи;
III – грубое нарушение речевого
развития;
IV – негрубое нарушение речевого
развития.
Молчание
или скудность речи ребенка вызывает у
родителей тревогу. Наиболее грамотные из них задаются вопросом, почему их
ребенок не говорит, уже тогда, когда
замечают отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются
значительно позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы. Излишне
убеждать в том, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и
своевременное обращение к специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут
вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать
роковым.
Как
это ни прискорбно, бывают и безнадежные случаи, когда даже самые бдительные
родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Дело в том, что тяжелые расстройства речи,
как правило, не выступают изолированно.
Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением
центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее частое из них (хотя далеко не
единственное) – синдром детского церебрального паралича (ДЦП).
Каковы
же причины органического поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития
ребенка и, прежде всего, его речевой функции?
Во-первых,
это отрицательная наследственность, разнообразные генетически обусловленные
изъяны психики. Как бы обидно и несправедливо это ни звучало, дети расплачиваются
за грехи родителей. Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, неудачный
брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тому, что на свет
появляется человек, заранее обреченный на ту или иную патологию.
Во-вторых,
причиной аномального развития ребенка могут служить неблагоприятные условия
внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы
(нервные стрессы), тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических
условиях (в том числе связанных с профессией).
В-третьих,
чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. Об этом факторе
поговорим подробнее. «Трудны роды, но
забывчивы»… Эта народная мудрость, конечно, справедлива. Роды – естественный
процесс и заканчиваются они такой наградой, которая стирает из памяти все
трудности, сопровождающие чудо появления на свет новой жизни.
К
великому сожалению, в наши дни случаи неблагополучных родов нередки. Особенно
часты родовые травмы. Среди них на первом месте, пожалуй, асфиксия – удушение. Асфиксия
наступает из-за ранней отслойки плаценты («детского места»), при обвитии шейки
ребенка пуповиной и пр. Далее по степени распространенности следуют ушибы
черепа, травма мозга при наложении щипцов, неправильное поведение роженицы во
время родов, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности и
пр.
В-четвертых,
органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжелых заболеваний головного
мозга в доречевом периоде жизни ребенка. К ним относятся менингиты, энцефалиты,
абсцессы мозга, травмы черепа.
Если
аномалии речевого развития ребенка избежать
не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать
здоровые системы организма и помочь ребенку занять свое место в жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.04.2021
Дата обновления: 27.04.2021
Дата публикации: 27.04.2021