У детей предшкольного возраста необходимо продолжать укреплять
здоровье и приобщать их к здоровому образу жизни; развивать творчество,
самостоятельность, инициативу в двигательных действиях; способность к самоконтролю
и самооценке при выполнении движений.
Чтобы ребенок успешно был подготовлен к школе, у него надо формировать
потребность в ежедневной двигательной деятельности.
В физической культуре есть такое
понятие, как основные виды движений – это ходьба, упражнения в равновесии,
бег, ползание, лазание, прыжки, бросание и ловля мяча, метание,
строевые упражнения, ритмическая гимнастика, спортивные упражнения. Предлагаю
познакомиться со всеми видами основных движений для детей предшкольного
возраста.
- Ходьба (добиваться естественности, легкости,
соблюдать заданный темп). Дети должны уметь ходить на носках с разным
положением рук, на пятках, не наружных сторонах стоп, с высоким
подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом
вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок, ходьба
в полуприседе; ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой, с
поворотами, змейкой, врассыпную.
- Упражнения в равновесии (упражнять в
статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и
ориентировку в пространстве). Ходьба по скамье боком приставным шагом,
ходьба с остановкой и приседанием, поворотом кругом, ходьба по скамье,
перешагивая предметы, ходьба по узкой скамейке, по веревке прямо и
боком, кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением
различных фигур).
- Бег (соблюдать заданный темп, развивать силу,
быстроту, выносливость и ловкость). Бег на носках, высоко поднимая
колено сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и
широким шагом. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, скамье, с
чередованием с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег 2
– 3 минуты. Бег на скорость 30
м за 7,5 – 6,5 сек.
- Ползание и лазание (развивать
координацию, ловкость и гибкость). Ползание на четвереньках, на животе и
спине, отталкиваясь ногами по скамейке. Пролезание в обруч разными
способами, подлезание под дугу, гимнастическую скамейку. Лазание по
гимнастической стенке с изменением темпа, перелезание с пролета на
пролет по диагонали.
- Прыжки (учить сочетать разбега с отталкиванием
в прыжках в длину и высоту с разбега и с места). Прыжки на двух ногах:
на месте по 30 прыжков три – четыре раза в чередовании с ходьбой, с
поворотом кругом, продвигаясь на 5 – 6 м, с жатым между ног мячом. Прыжки
через 6 – 8 набивных мячей – последовательно через каждый. Прыжки на
одной ноге через линию вперед и назад, вправо и влево, на месте и с
продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с
разбега (высота 40см). прыжки с высоты 40 см, в длину с места
на 100см, в длину с разбега на 180 – 190 см, вверх с
места, доставая предмет, подвешенной выше руки ребенка на 25 – 30 см.. прыжки через
короткую скакалку разными способами, прыжки через длинную скакалку,
обруч. Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь
вперед.
- Бросание, ловля, метание (развивать ловкость,
точность, быстроту реакций). Перебрасывание мяча в парах снизу, из-за
головы (3-4м), из положения сидя ноги скрестно, через сетку.. бросание
мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками не менее 20 раз, одной рукой
не менее 10 раз, с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой
рукой поочередно на месте и в движении. Ведение мяча в разных
направлениях. Перебрасывание набивных мячей. Метание на дальность (6 –
12м) левой и правой рукой. Метание в цель из разных положений (стоя, стоя
на коленях, сидя), метание в вертикальную и горизонтальную цель (4 –
5м), метание в движущую цель.
- Строевые упражнения (учить быстро
перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне,
шеренге, кругу, выполнять упражнения ритмично в заданном темпе).
Построение в колонну, круг, шеренгу. Перестроение в колонну по два, три,
четыре на ходу. Расчет на первый и второй, повороты направо и налево,
кругом.
- Ритмическая гимнастика (учить красиво
выполнять, ритмично выполнять физические упражнения под музыку).
Упражнения с различными предметами: гимнастическая палка, скакалка, мяч,
набивной мяч, гантели, мешочки с песком, обруч. Эти упражнения развивают
и укрепляют кисти рук, мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют
мышцы брюшного пресса и ног.
- Спортивные упражнения. Катание на коньках,
ходьба на лыжах, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на
велосипеде и самокате, плавание.
Дети должны самостоятельно уметь играть в подвижные и спортивные игры.
В подвижных играх развиваются быстрота реакций, ловкость, глазомер,
равновесие, навыки пространственной ориентировки. В подвижных играх
существуют правила, которые организуют и дисциплинируют детей, приучают их
контролировать свое поведение, развивают сообразительность, двигательную
инициативу и самостоятельность.
Дети старшего дошкольного возраста с интересом и желанием могут играть в
спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч, бадминтон, городки,
настольный теннис, хоккей. В играх используются упрощенные элементы
спортивных игр. Спортивные игры носят соревновательный характер.
Соревнования могут проводится в играх – эстафетах.
|