17.06.2021
17.06.2021
Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями.
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.
Музыкальное воспитание
в детском саду направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт
характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в
каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализацию психических процессов и свойств: памяти,
внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с
музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие
равновесия, свободы
движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве,
координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки.
Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи. «Выполнение
ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального
возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь
воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной
импровизации».
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного
произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Виды
музыкальной деятельности - это слушание музыки и исполнительство
(пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах, творчество).
Слушание музыки
является самостоятельным видом музыкальной
деятельности. Вместе с
тем, оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает
эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и
формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении
коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать
музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития
внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Исполнительство:
·
Игра на музыкальных
инструментах - развитие внимания и
памяти, координации движений, музыкально-ритмического чувства.
·
Пение - давно используется, как одно из реабилитационных средств для
заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд
речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов,
особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют
автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально
– ритмические движения – вид исполнительской
деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным
видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и
непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные
задачи.
Движение – это тоже речь, выражающая сущность
ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального
произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет
двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово,
думает, запоминает, действует.
Среди музыкально – ритмических
движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Помимо
упражнений, к музыкально - ритмическим движениям относятся
и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, характерные.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку
помогают координировать пение и
движение, они могут
использоваться также и в самостоятельной деятельности детей.
Творчество – предполагает развитие у детей
творческого воображения, активности, способности к импровизации в пении,
музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В
работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не
самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение,
снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.
Подготовила: музыкальный руководитель
Т.Н Красноперова.
17.06.2021
«Музыкальные игры дома»
Музыкальная игра
способна доставить ребенку немалое удово
-
наслаждается самой музыкой (получает
эстетическое удовольствие);
- имеет
возможность выражать свои эмоции;
- имеет
возможность двигаться;
- общается
с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса .
Компьютер
и интернет могут стать помощниками родителей в организации музыкальных
игр дома. Компьютер может
заменить музыкальные инструменты, если никто в семье
ими не владеет. Интернет – это источник дидактической информации и идей.
«Музыкальный антракт»
Организуйте
оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Их
можно изготовить из того, что есть дома. Положив в металлическую банку из-под
чая маленькие камешки, пуговицы или стеклянные шарики, вы получите музыкальный
инструмент. Металлический звук уже есть, теперь нужно поискать небольшие
кусочки дерева или деревянные предметы (например, деревянную ложку, доску для
сыра, деревянные формочки или прищепки для белья). Ударяя друг о друга двумя
деревянными предметами, медленно или быстро, сильно или осторожно, вы
извлекаете звуки, подходящие для танцевальной музыки. Включив музыку,
ребенок может поддерживать ритм мелодии, играя на своих инструментах.
«Таинственные звуки»
Когда
есть много свободного времени, запишите на мобильный телефон разные домашние
звуки и шумы (работа стиральной машины, журчание воды, кашель папы, скрип
двери, стук клавиатуры, голоса всех членов семьи
и пр.).
Похожим
образом можно будет развлечься всей семьей,
прослушивая записанные звуки и угадывая их источники.
«Эхо»
Повторите
какой-либо звук (например, слог) несколько
раз. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали.
Затем он должен повторить звук, подражая вам. Наберитесь терпения, если ребенок
делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а
всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать
звуки.
или
очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно
останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т.
д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит.
«Угадай мою песню»
Напойте
первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает
ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом,
пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы
выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный
слух.
Играем
в дороге
Долгая
и скучная дорога в машине – это «испытание» для
ребенка. Конечно, малыш совершенно не намерен смирно сидеть в кресле. Вот
тут-то и приходится идти на разные хитрости, чтобы не дать ребенку заскучать.
Хор в
автомобиле
Поскольку вы едете в
собственном авто, вы можете попеть в своё удовольствие. Учите вашего ребенка
песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни. Еще
интереснее будет, если вы запишите на диктофон ваше хоровое семейное
исполнение.
Подготовила:
музыкальный руководитель
Т.Н. Красноперова.
17.06.2021
Замечено, что дети
очень любят музыкальные игрушки. С их
помощью музыка проникает в быт семьи. Как же правильно их использовать дома?
Дети хорошо чувствуют эмоциональную
выразительность музыки, понимают красоту звуков. Родителям необходимо помогать
развитию музыкальных способностей ребёнка
не только на музыкальных занятиях, но и с помощью музицирования дома.
Взрослые могут исполнять знакомые для
детей мелодии, а дети слушать. Постарайтесь выбрать мелодию, где нет больших
интервалов и скачков, исполняйте в медленном темпе, чтобы ваш ребёнок мог
следить за вашим исполнением. Ребёнок может присоединиться к вам, а затем
попробовать исполнить мелодию самостоятельно. Самостоятельная музыкальная деятельность развивает музыкальные и
творческие способности дошкольника.
Перечень музыкальных игрушек: колокольчики, погремушки,
музыкальная шкатулка, шарманка, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка
,деревянные ложки ит.д.
Кухонная посуда тоже может стать музыкальным
инструментом.
vЛожки, лучше взять деревянные,
ударять ими в нужном ритме об ладонь.
vКастрюля, верх которой туго обтянут
плотным полиэтиленом, может стать барабаном.
vАлюминиевая кастрюля, по дну которой
можно не сильно бить ковшиком или ложкой.
vЕсли вам нравится экспериментировать,
то попробуйте подыграть себе;
- на стаканах,
- тёрке,
- тарелках,
- крышках от кастрюль и т.д.
Подготовила: музыкальный
руководитель
Т.Н. Красноперова.