19.11.2019
Понимание качества
образовательной деятельности
Качество образования —
это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих
последовательное и практически эффективное формирование компетентности и
профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик:
качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования
профессионализма и качество результата образования.
Качество потенциала
выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество
образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество
материально-технической базы образовательного процесса, качество
профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество
информационно-методической базы.
Как видно, качество
образования – это комплексный показатель:
• соотношения цели и
результата обучения;
• обеспечения степени
удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых
образовательных услуг;
• определенного уровня
знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного,
физического и нравственного развития личности;
Одновременно это система,
модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое
общественное развитие.
Понятие “качество
дошкольного образования” анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В
общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить
мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество
дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни,
экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется
соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество
дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию
принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному
взаимодействию педагога с детьми.
Понятие «качество»
многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей – это обучение
в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это
эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим
детей к школе:
обучение без утомления;
сохранение здоровья детей
как психического, так и физического;
успешность обучения;
поддержание желания детей
учиться;
обеспечение возможности
поступлении в престижную школу;
обучение престижным
предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей – это, во-первых,
положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения,
родителями:
успешное выполнение всех
учебных программ всеми детьми;
оптимальный подбор
методов и приемов работы с детьми;
поддержание интереса
детей к учебному процессу;
успешное развитие детей в
процессе их обучения;
сохранение физического и
психического здоровья детей;
рациональное
использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
обеспеченность
педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
высокая оценка
деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа
детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
сохранение здоровья
детей;
рациональное
использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
успешность деятельности
педагогов и детей;
полное усвоение выбранных
программ, качественная подготовка детей к школе.
с точки зрения
руководителя микро или макро- уровня, это эффективность функционирования и
повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.