Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития

20.08.2020

Организация наблюдений с детьми в соответствии с ФГОС ДО

 

 

ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развитияпознавательное развитие (пункт 2.6. ФГОС ДО).  Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детейлюбознательности и познавательной мотивацииформирование познавательных действийстановление сознанияразвитие воображения и творческой активностиформирование первичных представлений о себедругих людяхобъектах окружающего мирао свойствах и отношениях объектов окружающего мира об особенностях природы.

Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется в формахспецифических для детей… прежде всего в форме «игрыпознавательной и исследовательской деятельности». В пункте 2.7. Стандарта познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка.  Таким образомпознавательное развитие не сводится к процессу накопления знанийуменийнавыкова определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Познавательная деятельность в соответствии с пунктом 1.2, 1.4 ФГОС ДО осуществляется  в различных формах работы с детьмиэкспериментированиереализация проектаколлекционированиепутешествие по картево временинаблюдениерассматриваниеэкскурсиирешение проблемных ситуациймоделированиеисследованиеувлеченияигры (сюжетныес правилами), интеллектуальные игры (головоломкивикторинызадачи-шуткиребусыкроссвордышарады), мини-музеи.

Наблюдение это специально организованное воспитателемцеленаправленноеболее или менее длительное и планомерноеактивное восприятие детьми объектов и явлений природыЦелью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мираустановление свойств и качествструктуры и внешнего строения предметовпричин изменения и развития объектов (растенийживотных), сезонных явлений.

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания  (Е.И.ТихееваО.ИогансонА.АБыстровПМБасеЭИ.ЗалкиндСАВеретенниковаПГ.Саморукова и др.). В исследованияхвыполненных в ЛГПИ имА.И.Герценаутверждаетсячто наблюдение - это сложный вид психической деятельностивключающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенкаРазвитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качествобеспечивающих их высокую результативностьумение понять познавательную задачупринять план наблюденияотвечать на вопросы взрослыхсамостоятельно ставить кратковременные цели наблюденияиспользовать освоенные способы познания в новых условиях..

Э.И.ЗалкиндА.И.ВасильеваП.Г.Саморукова и другие подчеркиваютнаилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельностиэкологическом воспитании детей является основнымНеобходимость и значение его использования связаныпрежде всегос возрастными особенностями детейОсновные представлениянакопленные детьми в дошкольном возрасте - это  образы воспринятых им ранее объектовявленийЧем конкретнееярче представлениетем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельностиА для этого необходимы частые непосредственные встречи с природойнаблюдение за ее объектами (п. 2.6 ФГОС ДО).

Для успешного достижения поставленной цели педагог продумывает и использует специальные приемыорганизующие активное восприятие детейзадает вопросыпредлагает обследоватьсравнивать объекты между собойустанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

        Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представленийНаблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детейчтобы полученные знания усвоилисьТак как наблюдение требует сосредоточенности произвольного вниманияпедагог должен регулировать его по времениобъему и содержанию.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразиив простейшихнаглядно представленных взаимосвязяхМногие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдениюзримыПознание связей и отношений формирует понимание природыСистематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядыватьсяподмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательностиа значитрешению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детейВоспитатель использует разные виды наблюденияДля формирования у детей представлений о разнообразии растений и животныхобъектов неживой природыраспознавания особенностей тех или иных объектових свойствпризнаковкачеств используется распознающее наблюдениеОно обеспечивает накопление у детей яркихживых знаний о природеИспользуется и наблюдениеспособствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животныхсезонных изменениях в природе.

         Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакамНапримеропределить по цветузрелый или незрелый плодузнать по упавшему семеникакому дереву оно принадлежит и тд.

            Наблюдение может проводиться как с отдельными детьмис небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанниковЭто зависит от цели и содержания наблюденияа также от задачстоящих перед воспитателемТакво время ОД можно наблюдать за животными и растениямитрудом взрослыхРабота с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтальноНа экскурсии наблюдение организуется со всеми детьмис маленькими подгруппами и с отдельными воспитанникамиВ уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппамиВ зависимости от количества детейучаствующих в наблюдениионо может быть индивидуальнымгрупповым и фронтальнымВ зависимости от поставленных воспитателем целейнаблюдение бывает эпизодическимдлительным и итоговым (обобщающимитоговым.

Подготовка к наблюдению. Прежде всеговоспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детейзадачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельностиЗатем выбирает объект для наблюдения (растениеживотноеобъект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметымиски с кормом и водойтряпочкищеточкикоторыми пользуются во время ухода за животнымиНаблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометрлупа и т.д.). Необходимо продумать и организацию детейкак разместить ихчтобы объект хорошо был виден всемчтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормитьпоигратьСледует предусмотреть и хорошее освещение объектаЛучшеесли свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Организационно-методическая форма проведения наблюдений:

1.        Циклическая организация наблюденийРаспределение всего объема представлений на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоениемногоразовое (но с разным содержаниемобращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.

2.        Пространственная организация наблюденийЛюбой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенкуВоспитатель не просто рассказывает об объекте природыа словесно обозначает все точто видят дети.

3.        Продолжительность наблюденийВосприятиерассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительнымиДети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состояниибез умственного утомления.

4.        Структура наблюденияТри структурных компонента – началоосновная частьконецНачало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемыиспользуемые воспитателем – словесные и действенныевызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемовобеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.

Подготовка и организация наблюдений.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемымза природными явлениями и общественной жизньюНаблюдения можно проводить с целой группой детейс подгруппамиа также с отдельными малышамиОдних воспитатель привлекает к наблюдениямчтобы развить вниманиеу других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.дОкружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюденийНапримерможно обратить внимание на облакаих формуцветсравнить их с известными детям образамиСледует организовывать наблюдения за трудом взрослыхкоторые работают близ детского сада (н-рдворникстроитель).

             С младшими детьми следует планировать кратковременныено часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппамит.кдети этого возраста быстро утомляютсявнимание их неустойчиво.

           В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природеиспользуя иногда несложные игры – поручениятипа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др.

            В старших группах – более длительныеиногда повторные наблюдения одного и того же явлениячто дает возможность научить детей замечать измененияподводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природеПрогулки с детьми будут радостнымиинтереснымипознавательными идостигнут цели при условииесли воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детейРуководствуясь программойследует определить круг представленийкоторые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природео жизни растений и животныхо труде человекаОрганизуя наблюдения детей на прогулкахвоспитатель формирует эти представления постепенноНадо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животныхи с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениямиСочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно яркихпрочных образов и в то же время обогащает словарь детей.

Методика проведения разных видов наблюдений

Распознающее наблюдениеРуководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детейпроведения самого наблюдения и закрепленияполученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского садаПри этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объектынеобходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группыВ выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного краяДалее педагог конкретизирует объем представленийкоторые необходимо сформировать у детей в результате предстоящегоа также последующих (повторныхнаблюдений.

Важно продуматькак будет организовано наблюдениесо всеми детьми или с подгруппойу всех ли детей будет  материал (веткисеменаовощифрукты).  Не менее важна подготовка объектов наблюдения.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдениюПриемывызывающие интересразнообразнынапримернакануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум илиперед тем как показать им кроликапочистить овощи для негоИнтерес у детей пробуждается после беседы о том животномкоторое будет принесено в группузагадывания загадок о нем.

Проводя наблюдениевоспитатель строит свою деятельностьучитывая три основных этапа.

На первом этапе необходимочтобы воспитанники получили общее представление об объектеДетям дается время для его подробного осмотраВоспитанники должны удовлетворить свое любопытствоузнатьчто это такоевыразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитательучитывая возрастные возможности детейиспользует разнообразные приемы для выявления свойствкачествпризнаков объектаособенностей поведения и образа жизни животногосостояния растения и т.д., устанавливает необходимые связиВоспитатель задает детям вопросызагадывает загадкипредлагает обследовать предметсравнить один с другимШироко используются трудовые действияигровые приемыа также стихиотрывки из художественных произведенийЭто вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животнымдошкольники узнают о его поведенииразнообразных проявленияхРассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветокстебельлистья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величинаформахарактер поверхности и тд.). Воспитательтаким образомприучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюденияобобщаются полученные представления.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущимТаким образомформируются представлениявоспитывается заботливое отношение к объектам природы.Хочу такой сайт

 

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

Начиная со средней группы во время наблюдениячасто используют раздаточный материалКаждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектововощифруктыветки деревьев и кустарниковлистьяцветы и тдТакая организация занятия довольно эффективнаОна способствует формированию у детей более полныхконкретных представлений о природеразвитию дифференцированного восприятияОсобое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природысравнению их между собойопределению признаков различия и сходстваТакое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективнойчто усложняет его организациюПроводя такие мероприятиявоспитатель должен учитывать требования охраны природыпобуждать детей к бережному отношению к ней.

Длительное наблюдениеСодержание длительных наблюдений многообразнорост и развитие растенийустановление их основных измененийразвитие животных и птиц (попугайканарейкакурицакроликкошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и тдОрганизуя длительное наблюдениевоспитатель должен знать основные этапы (стадиироста и развития растения или животногоВ соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюденийКаждое эпизодическое наблюдение проводитсякогда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркимиинтереснымив старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минутПроводить их надо ежедневноно каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Воссоздающие наблюденияЭто специфический вид наблюденияцелью которого является воссоздание по частидетали целостного образа предмета или явления природыРешение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целомуопираясь на имеющиеся представленияВедущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

Кроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдениякоторые продолжаются несколько минути длительные наблюдениякоторые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).

В зависимости от количества детейучаствующих в наблюдении используются  индивидуальныегрупповые и фронтальные формы проведения.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостейи итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

Объектами наблюдений могут быть:

Живая природарастения и животные;

Неживая природасезонные изменения и различные явления природы (дождьснегтекущие ручьи);

Наблюдения за трудом взрослых (дворникашоферастроителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения по продолжительности.

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлениях (дети учатся различать формуцветвеличинупространственное расположение частей и характер поверхности), а при ознакомлении с животными – характерные движенияиздаваемые звуки и т.д.

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животныхо сезонных изменениях в природеДети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с темчто было раньше.

Планирование наблюдения.

Следует обратить внимание на планирование наблюденийучитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятияЭтот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневноВ старших группахгде особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениямиможно планировать и по два наблюденияодно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезкамизимавесналетоосеньВ процессе наблюденийпроводимых как по инициативе взрослыхтак и по желанию детейразвиваютсяэстетическое восприятиеумственная активностьформируется интерес к окружающемук познавательной деятельностиТаким образомв процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детейС детьми до трех летнапримерза небом не наблюдаюттак как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

2. Наблюдения за живой природой (цветыдеревьякустарники).

3. Наблюдения за транспортомВ младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского садакоторый приезжаетДети подходят к заборуне выходя за пределы учрежденияВ старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортомЗдесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о томчто идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

4.Наблюдения за живым объектомНеобходимо обращать внимание на основы безопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослыхВ младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослыхнаходящихся в дошкольном учрежденииСначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельностиСледующий этап заключается в томчтобы показатьнасколько взрослый старается трудиться на своей работеС конца средней группы дети ходят на экскурсии (фермумагазин).

Наблюдениекак прием используется с младшего возрастаС приметами начинают знакомить со средней группы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуетсяВ течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя - экскурсия (целевая прогулкаприродоведческая;

2-я неделя - наблюдение за бытовыми объектами;

3-я неделя - наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя - наблюдение за общественными явлениямитрудом людей.

Требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателяВместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретноВо всех случаях задача должна иметь познавательный характерзаставлять ребенка думатьвспоминатьискать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представленийПредставления об объектах природы формируются у детей постепеннов результате многократных встреч с нимиКаждое наблюдение должно давать детям новые знанияпостепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системностьчто обеспечит их взаимосвязьВ результате у детей формируется полноеглубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детейАктивизация умственной деятельности достигается разнообразными приемамипостановка конкретной и доступной задачи наблюденияиспользование обследовательских действий как способа наблюденияпривлечение детского опытапроговаривание результатов наблюдениясравнение одного объекта с другимпредъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природежелание как можно больше узнать о ней.

6. Представленияполученные детьми в процессе наблюденийдолжны закреплятьсяуточнятьсяобобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работыТакими способами могут быть рассказ воспитателячтение книги о природерисование и лепкаведение календарей природыбеседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природыотношение к нему.

Роль педагога.

Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. Устанавливать факты;

2. Формировать связи между частями объекта;

3. Накапливать  представления у детей;

4. Проводить сопоставления;

5.Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

         Наблюдение как форма работы с детьми и как прием используется в ННОД, в режимных моментах, во время прогулки, экскурсии, для решения проблемных ситуаций.

            Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (п. 3.2 ФГОС ДО). Главное - развитие личности каждого ребенка, формирование самостоятельности, инициативности, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (пункт 3.2 ФГОС ДО).

            В процессе познавательно - исследовательской деятельности у детей формируются такие социально-нормативные возрастные характеристики, как:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».