22.05.2023
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Взаимодействие педагога
с родителями детей 2-й младшей группы
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Дет-ство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. При этом сам вос-питатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами ДОО. Поэтому задача пе-дагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями ДОО, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут ра-ботать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только ин-формирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с се-мьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОО.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка
в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, при-родном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Направления взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование роди-телей на тему «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени.
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и ве-черний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели.
Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым (ребенок встреча-ется с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно).
Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно).
Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении: сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается своим де-лом; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
Особенности воспитательной тактики родителя: при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
Типичная позиция, которую занимает каждый в общении. Лидер (ука-зывает, направляет, заставляет, оценивает), партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.
Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.
Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.
Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть ис-пользована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель пред-лагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка»
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенно-сти воспитания и развития ребенка глазами родителя, что даст возможность в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.
П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и роди-телей в младшем дошкольном возрасте — организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.
Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие совместные формы взаимодействия с родителями.
«Первое знакомство», когда мама вместе с ребенком впервые ненадолго приходят в младшую группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет его в детском саду (шкафчиком в раздевалке, интересными игрушками, кроваткой в спальне), ребенок пробует проявить себя в интересной для него деятельности — порисовать красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина.
«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»: мама или кто-нибудь из близких малыша принимают участие в совместных играх и других видах деятельности.
«Делаем рисунок (поделку) в подарок группе».
Для родителей младших дошкольников, которые только поступили в дет-ский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать, какие возможности для развития ребенка есть в ДОО. Для этого педагоги проводят совместный праздник для родителей
с детьми «Здравствуй, детский сад!» для вновь поступивших воспитанников. Его цель — эмоциональное сближение всех участников педагогического про-цесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности ДОО.
В беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможны-ми средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности. Это знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов ДОО, посещение программ психолого-педагогического образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка». В дальнейшем
с помощью ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о планируемых в ДОО мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя.
Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка. Так, на-пример, развивая у детей чувство привязанности к своим близким, желание помочь, позаботиться о них, воспитатель включает в решение этих задач роди-телей. Родители вместе с детьми рассматривают семейный альбом, узнают и называют близких родственников (бабушка — мамина мама, тетя Вера — ма-мина сестра), рассуждают с детьми о внимании со стороны близких и заботе по отношению к ним.
Решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности, роди-тели поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности (вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой). Воспитатель подчеркивает, что взрос-лым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу.
П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Педагогическое образование родителей младших дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя.
Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы, например: «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семей-ный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч, как дискуссии, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.
Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей младших дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед «Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду?», «Как уберечь ребенка от простуды?» воспитатель подводит родителей к пони-манию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.
С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в и р о д и т е л е й Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность
с их детьми — сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.
Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл игровых встреч с мамами — «Вот она какая, мамочка родная», где мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сластями соб-ственного изготовления.
«Сильные, ловкие, смелые»: дети вместе с родителями играют в подвижные игры.
«Мы рисуем Новый год»: дети вместе с близкими рисуют.
Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с ро-дителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник». Например, совместно с родителями можно создать фотоальбом о детях группы «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души». В таком альбоме, кроме фотографий детей, можно представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.
Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах поможет педа-гогу лучше узнать возможности родителей, их таланты: «Визитная карточка осени», «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки — в доме веселье, не бывает скуки», «Игрушки для театра — просто и занятно». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники.
Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.
Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы
Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.
Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («Когда я был маленьким...») и настоящего. Основные источники информации о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие.
В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать
в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.
Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка
1. Развитие детской любознательности.
2. Развитие связной речи.
3. Развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
4. Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений.
5. Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской дея-тельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, ви-деть его индивидуальность.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасно-го поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для до-школьника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творче-ство в игровой, речевой, художественной деятельности.
7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
Направления взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г
Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, педагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом.
Решая эти задачи, воспитатель проводит анкетирование родителей «Семей-ное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи».
Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров), диагностическая игра «Почта».
Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».
В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников получен-ные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных на-правлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе диагностики.
П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а
В средней группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родитель-ского коллектива группы — возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Для того чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми, можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».
Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья?», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Аль-бом «По секрету всему свету » позволяет узнать о жизни каждой семьи: о лю-бимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвященную традициям, интересам их детей и взрослых.
В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эффектив-ное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательно-сти, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых спо-собностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка (камешки, листья)?», «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «От-гадай, какие слова я пропустила в рассказе и составь сам „неполный“ рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать, холодно ли на улице?»
Поскольку представления детей о социальном окружении складывается на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном городе педагогу важно заинтересовать родителей проблемой знакомства ребенка
с родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город».
В газетах, тематических информационных бюллетенях для родителей вос-питателю необходимо представить информацию, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше познакомить с его достопримечательностями, какие заветные уголки Петербурга можно посетить с детьми разного воз-раста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.
П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей, таких как «Традиции се-мьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город».
Так, при создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у родителей интерес к проблеме семейных традиций, желание приобщать к ним своих детей. Для решения этой задачи он организует устный журнал для родителей «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра», в ходе которого обсуждаются традиции, которые возможно возродить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграммы, арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи, совместное чтение по вечерам люби-мых сказок, рассказов, повестей, сотворчество детей и родителей. Этот разговор с родителями поможет поддержать интерес родителей к семейному чтению
художественной литературы, вернуть книгу в жизнь ребенка. Для родителей, желающих возродить семейные традиции, в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «Домашний театр — с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за круг-лым столом «А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие се-мейные традиции доступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к ним детей, поделиться воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы из жизни их семей больше всего запомнились из детства.
Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психологической службы воспитатель реализует с родителями комплексные программы психолого-педагогического образования: «Учимся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребенка», «Растем здоровыми». Задача таких программ — расширение знаний родителей о различных подходах в вос-питании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка, совершенствование умений родителей развивать своих детей в различных видах деятельности.
Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические потребности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он организует родительские встречи на темы «Наш маленький капризуля», «Растем без папы», «Легко ли быть послушным».
С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в и р о д и т е л е й
В средней группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги, как праздник Осени, праздник Нового года, праздник для мам (8 Марта) и пап (23 февраля). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, уча-ствовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствии с идеями и желаниями родителей и именинника.
Со временем проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама и я — уме-лая семья» становится традицией группы детского сада.
Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок по-лучает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, на-строения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близ-ких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордо-сти за свою семью, развитию представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитанию культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Для осознания ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель проводит такие игровые встречи, как:
— «Посмотрите, это я, это вся моя семья» (вместе с гостями — разными членами семей — дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, дет-ские рисунки о семье, поют песни, танцуют);
— «Очень бабушку свою, маму мамину, люблю» (в гости к детям приходят бабушки воспитанников, рассказывают детям сказки, играют с ними, рассказы-вают истории о своем детстве);
— «Папа может все что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнениях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе).
Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, под-держать творческие проявления ребенка в игре.
Приглашая родителей в группу, воспитатель обращает их внимание на необходимость развития у детей умения замечать чувства других, проявлять внимание, оказывать помощь. Для этого он делает их участниками ситуаций: «Мама Оли расстроена, она забыла дома подарки для детей», «У Светиной бабушки сегодня день рождения», «Сережин папа сегодня очень устал на работе», пред-лагая дошкольникам проявить внимание и всем вместе позаботиться о стар-ших.
Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребно-стей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организацию разных совместных с детьми форм деятельности «Мы вместе трудимся на участке» (уби-раем снег и украшаем участок к новогодним праздникам»), «Идем на прогулку
в парк», «Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едем в зоопарк». Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них
педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как много-му научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.
Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог во-влекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает
в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную дея-тельность по развитию детей группы.
Взаимодействие педагога с родителями детей старшей группы
В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родите-лями воспитанников. Именно в этот период педагог корректирует детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей
и детей — игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с ро-дителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как из-менение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка.
Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей — развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы.
Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно свя-зан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников — развитие любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в се-мье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бас-сейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений без-опасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.
3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности от-ношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
4. Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
5. Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.
6. Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
Направления взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г
В старшей группе, учитывая формирующиеся образовательные запросы родителей, педагог стремится учесть их пожелания, узнать их возможности в совместном воспитании дошкольников. С этой целью он проводит беседы с родителями, анкетирование на темы «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств». Такие методы позволяют выявить интересы и потребности родителей, полученные знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания, их возможности конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. Такая диагностика предваряет внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и под-держки семьи.
В ходе педагогической диагностики воспитатель обращает внимание на ха-рактер детско-родительских отношений в семьях, проблемы семьи и семейно-го воспитания. Воспитатель использует методики, которые позволяют увидеть проблемы семьи глазами ребенка: анализ детских рисунков на тему «Моя се-мья», проективная беседа с детьми «Что бы бы ты сделал?», диагностические игры «Семья» (автор — Т. И. Пухова, модификация В. И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие. Так, проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?» (модифицированный вариант методики Г. Т. Хоментаускаса) направлена на изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близ-кими людьми. В ходе этой методики ребенку предлагают обсудить по очереди шесть ситуаций.
1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и дол-жен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для ку-клы (и т. д.), и у тебя плохо получается). Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интерес-ный фильм. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье для ре-бенка более значим, кому он доверяет, а с кем, наоборот, отношения не сложи-лись, какие проблемы возникают у дошкольника в семейном общении.
Старший дошкольный возраст — это возраст, когда особое внимание семьи
и самого ребенка нацелено на подготовку к будущему школьному обучению.
Поэтому уже в старшей группе воспитатель использует такие методики, как анкетирование родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?», беседа с детьми «Хочу ли я в школу», «Что я знаю о школе?», анализ детских рисунков на темы будущей школьной жизни. Анализ и совместное с родителя-ми обсуждение результатов этих методик позволят увидеть особенности отношения к будущей школьной жизни как родителей, так и детей, наметить пути дальнейшей подготовки каждого ребенка к школе, ответить на волнующих многих родителей вопрос: когда лучше отдавать ребенка в школу.
П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а
В старшем дошкольном возрасте для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей педагог организует разные формы взаимодействия — семинары, выставки, видеосалоны, творческие гостиные.
Беседуя с родителями старших дошкольников, воспитатель обращает их внимание на развивающуюся самостоятельность детей, потребность в познавательном общении со взрослыми, признании своих достижений со стороны близких взрослых и сверстников. Воспитатель показывает близким ребенка, что именно в старшем дошкольном детстве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим. Этому будет способствовать создание совместного с детьми рукописного жур-нала «Традиции моей семьи», альбома «А в детство заглянуть так хочется», альбомов-воспоминаний: «Это было недавно, это было давно...»
Так, в альбоме «Это было недавно, это было давно...» при участии праде-душек и прабабушек (прапрадедушек и прапрабабушек) воспитанников могут быть собраны рассказы об их жизни, о тех случаях, которые особенно запомнились, о праздниках и буднях, о войне и блокаде. Такие альбомы всегда поль-зуются большим интересом у детей группы. Они с удовольствием их рассматривают, находят знакомые лица, с гордостью показывают своим сверстникам членов семьи, рассказывают их истории.
Достижения детей родителям помогают увидеть выставки детского и со-вместного детско-родительского творчества: «Вот мы какие!», «Мы рисуем го-род наш», «Рождественская открытка». Видя рост своего ребенка, сами роди-тели более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную досуговую деятельность (детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городу). В ходе совместных с родителями прогулок воспитатель знакомит их с играми, упражнениями, которые развивают дет-скую любознательность, память, внимание: «Я назову, а ты продолжи», «Так
и не так», «Кто больше запомнит и назовет», «Зададим друг другу интересные вопросы», «Угадай, что это».
Для расширения представлений старших дошкольников о социальном мире воспитатель помогает родителям организовать с детьми игры-беседы о про-фессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. Совместная с педагогом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитатель-ного опыта.
П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Осуществляя педагогическое образование родителей, воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни. Для этого он организует такие встречи с родителями, как «Права ребенка и права родителей», «Здоровье и ум через игру», «Развиваем детскую любознательность», «Скоро в школу». В ходе реализации образовательных задач воспитатель использует такие формы, которые помогают занять родителю субъектную позицию, — тренинги, анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеоматериалов. В общении с родителями воспитателю необходимо актуализировать различные проблемные ситуации, в решении которых родители принимают непосредственное участие.
Развивая педагогическую компетентность родителей, помогая сплочению родительского коллектива, воспитатель продолжает содействовать деятельности родительских клубов. Так, организуя работу родительского клуба «Доверие», педагог поддерживает готовность родителей к обмену опытом по вопросам социально-личностного развития детей, включает их в совместные с детьми игры и упражнения «Приятные слова», «Что мы любим, что не лю-бим», «Слушаем чувства», «Угадай, чьи это руки». В ходе встреч воспитатель предлагает родителям и детям совместно поучаствовать в различных видах деятельности — совместном рисовании (маме и ребенку создать рисунок на определенную тему или выполнить рисунок, используя одну ручку на двоих), совместно сложить картинку из частей, догадаться о чувствах другого по ми-мике и жестам. В ходе совместной деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков де-тей и взрослых, развитие их эмоциональной отзывчивости.
Вместе с тем педагогу необходимо помнить, что к старшему дошкольному возрасту у части родителей уже сложилась своя воспитательная тактика, по-явились свои достижения в развитии ребенка. Поэтому воспитателю важно создать условия для презентации их педагогического роста — проведение роди-тельских встреч, конкурсов «Успешный родитель», «Семья года», «Что я знаю
о своем ребенке». Так, конкурс «Что я знаю о своем ребенке» развивает инте-рес к познанию своего ребенка, содействует активному взаимодействию с ним.
С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в и р о д и т е л е й
Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творче-ские умения детей и взрослых, педагог делает родителей активными участниками разнообразных встреч, викторин, вечеров досуга, музыкальных салонов и творческих гостиных.
Так, знакомя старших дошкольников с родным городом и его великими жи-телями, воспитатель может предложить организацию «Петербургского бала», посвященного дню рождения города, литературной гостиной о самом петер-бургском поэте А. С. Пушкине, музыкального салона, посвященного велико-му композитору П. И. Чайковскому. Такие нетрадиционные формы творческих вечеров активизируют интерес родителей и детей, позволяют участникам занимать разные роли: «хозяйки гостиной», «оформителей», «музыкантов», «рассказчиков», «артистов», помогают детям и взрослым лучше узнать творческие возможности друг друга.
В ходе развития совместной с родителями деятельности по развитию стар-ших дошкольников педагог организует совместные детско-родительские про-екты поисково-познавательной и творческой направленности — «Музыка моей мечты», «Приглашаем в наш театр», «Наша забота нужна всем», «Энциклопедия городов российских». Так, в ходе проекта «Энциклопедия городов российских» дошкольники совместно с родителями и педагогами собирают материал о разных городах России и оформляют его в виде рукописной книги, сопровождая текст схемами, фотографиями, детскими рисунками, проводят «экскурсии» по разным городам, обмениваются впечатлениями в книге отзывов.
Такие проекты не только объединяют педагогов, родителей и детей, но и развивают детскую любознательность, вызывают интерес к совместной дея-тельности, воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Итоговой формой сотрудничества с родителями в старшей группе может стать День семьи, в ходе которого каждая семья планирует и совместно с деть-ми презентацию своей семьи и организует различные формы совместной дея-тельности — игры, конкурсы, викторины, сюрпризы, совместное чаепитие де-тей и взрослых.
В ходе такой встречи педагог занимает новую позицию: он не столько ор-ганизатор, сколько координатор деятельности детей и взрослых. Он поддерживает любые инициативы разных членов семьи, помогает каждой семье при-думать свой концертный номер, оформить группу к празднику, подсказывает родителям, какие игры лучше включить в программу, чем угостить детей. Сама возможность организации такой встречи говорит об эффективности сотрудничества педагога с семьей, при которой родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса смогли перейти к позиции инициаторов и активных участников.
Результаты взаимодействия взрослых и детей становятся предметом даль-нейшего обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить внимание развитию педагогической рефлексии, послужить основой для определения перспектив совместного с семьей развития дошкольников.
Взаимодействие педагога
с родителями детей подготовительной группы
Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды дея-тельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуально-го образовательного маршрута в условиях школьного обучения.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
2. Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
3. Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ре-бенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических про-цессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
4. Помочь родителям создать условия для развития организованности, от-ветственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с роди-телями деятельности.
5. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответ-ственности за свои действия и поступки.
Направления взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г
В подготовительной к школе группе многие родители ориентированы на самостоятельную диагностику результатов развития ребенка и самоанализ воспитательной деятельности. Задача педагога — предоставить родителям выбор материалов для самодиагностики. Это могут быть анкеты «Какой вы воспитатель?», тесты «Какие мы родители?», «Понимаем ли мы своих детей», родительские сочинения на тему «Портрет моего ребенка». В ходе совместных с воспитателем и психологом обсуждений результатов родители могут определить, что изменилось в их педагогической тактике, взаимодействии с ребенком. Такие беседы позволяют родителям увидеть, какие проблемы сохранились, какие качества им следует развивать в себе.
Естественно, что особое внимание семьи и педагогов нацелено на подготовку к школьному обучению, поэтому воспитатель осуществляет комплекс-ную диагностику, позволяющую выявить проблемы готовности родителей к будущей школьной жизни ребенка. Для этого могут быть использованы такие методы, как анкетирование родителей: «Насколько вы готовы быть родителем школьника», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», проективная методика «Как я представляю своего ребенка в школе». Так, в анкете «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (автор А. К. Колеченко) родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрос-лый человек.
10. Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с мате-
рью.
11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»
Полученные результаты дадут возможность воспитателям помочь роди-телям учесть индивидуальные особенности ребенка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.
П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а
В завершающий период дошкольного образования воспитатель убеждает родителей в том, что подготовка ребенка к школе тесно связана с его социально-личностным развитием, формированием отношения к себе, развитием умений общения и взаимодействия со сверстниками. Для этого воспитатель проводит беседу с родителями «Наши достижения за год», в которой обсуждает с ними успехи детей, учит видеть достижения каждого ребенка, знакомит родителей со способами развития уверенности ребенка в своих силах, чувства самоуважения. Для развития этих умений у родителей педагог организует детско-родительский тренинг «Дай мне сделать самому», в котором помогает родителям анализировать мотивы и поступки детей в ходе совместной деятельности, строить партнерские взаимоотношения со своим ребенком, поощрять его инициативу.
Обогащению родительского опыта по этой проблеме способствуют наблюдение за детьми в ходе открытых занятий, дискуссии на темы «Если у ребенка нет друзей», «Каким я вижу своего ребенка в будущем», «Проблемы застенчивого ребенка», «Как организовать детский праздник», «Как развивать способности ребенка», «Что такое „школьный стресс“ и как его преодолеть».
В ходе взаимодействия с родителями воспитатель раскрывает особые возможности игры для интеллектуального развития дошкольника. Для этого вос-питатель включает родителей в совместные с детьми игры-занятия «Умники и умницы», «Играем пальчиками», «Самый смышленый». Организованные пе-дагогом семинары-практикумы позволяют родителям познакомиться с игровыми упражнениями, играми, направленными на развитие познавательной сферы ребенка: «Сложи слоги из макарон», «Посчитай мыльные пузыри», «Кто боль-ше назовет предметов на букву „а“», «Придумай задачи про конфеты (игрушки, животных)». В результате родители убеждаются в том, что подготовка к школе не должна быть скучной для ребенка. Дополняют представления родителей о возможностях познавательного развития будущего школьника информационные бюллетени, буклеты, газеты для родителей «Учимся, играя», «Как научить ребенка запоминать», «Развиваем внимание дошкольника».
Педагогу очень важно в этот период продолжать организацию совместных
с родителями творческих и исследовательских проектов дошкольников «Город чудес», «Все мы такие разные» (создание альбома о разных народах мира, их жилищах, занятиях, народных промыслах, любимых играх, сказках), «Птицы нашего края», «Вместе создаем мультфильм». Такие проекты помогут пока-зать детям возможности совместного поиска информации по теме в литературе, интернет-источниках, возможность воплотить совместные идеи, проявить инициативу и творчество.
П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Познакомить родителей с содержанием и основными показателями готовно-сти ребенка к школе, способствовать развитию родительской ответственности
в процессе подготовки детей к школе, обучение методам и приемам подготовки детей к школьному обучению поможет организация образовательной про-граммы для родителей «Готовимся к школе». В ходе этой программы педагог организует тематические встречи для родителей, например: «Что такое готов-ность к школе?», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Как повысить работоспособность и выносливость ребенка», «Учимся рассказывать», «Как не остаться одному в школьном коллективе», «В доме первоклассник».
Так, «круглый стол» «В доме первоклассник» помогает родителям найти ре-шение часто встречающихся школьных проблем: развитие самостоятельности ребенка (самому собирать портфель, готовить задания к уроку), как предупредить ошибки в письме, как помочь ребенку запомнить правила, как быть, если ребенок не хочет учиться, быстро устает.
Более подробно обсудить вопросы будущей школьной жизни их ребенка родители могут в созданном клубе «Родители будущих школьников». Встречи родительского клуба позволят решить проблемы выбора школы, организации ре-жима дня первоклассника, определиться в возможностях сочетания обучения
в первом классе и посещения ребенком занятий дополнительного образования (студий, кружков, секций), помогут родителям в создании будущих индивиду-альных образовательных маршрутов для своего ребенка.
Вместе с тем педагог обогащает направления совместной деятельности родителей и детей, способствует развитию общих интеллектуальных интересов, увлечений родителей и детей, поддерживает возникшие семейные традиции. Исходя из пожеланий и интересов родителей, возрастающих возможностей де-тей, воспитатель способствует созданию таких детско-родительских клубов, как «Коллекционеры», «Клуб туристов», «Клуб любителей чтения». «Клуб любителей чтения» поможет поддержать интерес взрослых и детей к книге, домашнему чтению, даст возможность обсудить новинки детской художественной и познавательной литературы, создать творческие работы на темы любимых произведений (эссе, рисунки, поделки), вызовет у детей желание научиться читать.
С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в
и р о д и т е л е й
Педагог опирается на проявление заинтересованности, инициативности самих родителей, делая их активными участниками конкурсов «Мы родом из детства» (конкурс семейных газет о детстве разных членов семьи), «Самое, самое, самое о нашем городе», спортивных досугов «Крепкие и здоровые», «Зимние забавы», «Мы играем всей семьей», включает их в совместные с до-школьниками дела, направленные на заботу об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Поздравляем ветеранов», «Украшаем детский сад к празднику», «Починим игрушки малышам». В ходе акции «Поздравляем ветеранов» дети совместно со взрослыми дома и в детском саду обсуждали, кого из ветеранов нужно поздравить (родственников, соседей, знакомых), как это лучше сделать (послать письмо по почте, отнести поздравление домой, пригласить на концерт, подарить рисунки), готовили приглашения и вместе с родителями вручали их тем, кто живет недалеко. Родители помогали детям украсить группу к встрече гостей, придумывали концертные номера.
Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию инициативности, творчества взрослых и детей способствует организация педагогом совместных детско-родительских проектов на темы «Выставка лучших товаров России», «Много профессий хороших и разных», «Наши путешествия».
Итоговой формой взаимодействия с родителями может стать фестиваль се-мейного творчества, который позволит раскрыть достижения всех семей в раз-личных видах совместной детско-родительской деятельности: художествен-ной, литературной, познавательной, музыкальной.