07.07.2023
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
• боязнь физического контакта с взрослыми;
• стремление скрыть причину травм;
• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
• суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
• ночные кошмары, страхи;
• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
• стремление полностью закрыть свое тело;
• депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
• различные соматические заболевания;
• беспокойство, тревожность, нарушения сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• задержка физического, умственного развития;
• плохая успеваемость;
• нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
• задержка речевого и моторного развития;
• постоянный голод;
• кража пищи;
• требование ласки и внимания;
• низкая самооценка, низкая успеваемость;
• агрессивность, импульсивность;
• сонный вид и утомленность;
• санитарно-гигиеническая запущенность;
• отставание в физическом развитии;
• часто вялотекущая заболеваемость;
• антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
• создание доверительно-делового контакта с родителями;
• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
• ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
• ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
• ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
• у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
• ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
• ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
• ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
• ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
• у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
• оградить ребенка от реакции других детей;
• уделить ребенку максимум внимания;
• дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.