14.07.2023
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол. Поэтому, перед школой стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.
В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства. Принятый 24 июня 1999 г. ФЗ № - 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с тем, что существуют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, классные руководители должны уделять не меньшее внимание проблеме. Упущенные возможности для развития ребёнка восполнить позднее почти невозможно.
- Критерии и показатели социально опасного положения
Критерии СОП несовершеннолетнего | Показатели СОП несовершеннолетнего |
Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка |
|
Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами |
|
Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер) |
|
Жестокое обращение с несовершеннолетним |
|
Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия |
|
Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации |
|
- Алгоритм работы лицея по выявлению и учету учащихся и семей,
находящейся в социально опасном положении.
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы в начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. Так же информацию о проблемных семьях можно получить у инспектора ОДН, специалистов «Центра социальной помощи семье и детям», ответственного секретаря КДН и ЗП.
Составляется банк данных учащихся и семей. Планируется дальнейшая работа с семьей.
2 этап. Совместная работа социального педагога, педагога психолога и классного руководителя с семьёй СОП.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
На этом этапе работники школы проводят следующую работу:
- Наблюдение за учащимся в условиях школы:
- систематические опоздания в школу;
- частое невыполнение домашних заданий;
- частое беспричинное отсутствие в школе;
- неопрятный внешний вид ребенка;
- отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви, канцелярских товаров, необходимых для учебы;
- следы побоев у ребенка;
- родители приходят в школу с сильным запахом алкоголя и табака, либо в нетрезвом состоянии;
- жалобы ребенка (на голод , на недосыпание, на дискомфорт в семье, другое);
- частые длительные и хронические заболевания.
- Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи:
- запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и другое);
- общий хронический беспорядок, грязь (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи);
- плохое состояние квартиры (повреждения входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и другое);
- антисанитарные условия на кухне (грязная посуда, битая посуда, пустые бутылки из-под алкогольных напитков, пищевые отходы, отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели, наличие тараканов);
- неухоженные домашние животные;
- антисанитарное состояние спальных мест; (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие постельного белья, отсутствие отдельного спального места у ребенка).
- Оценка условий воспитания, атмосферы семьи:
- отсутствие игрушек, книг;
- отсутствие места для подготовки уроков ребенка (нет стола, стульев, книжных полок и т.д.)
- отсутствие необходимой мебели для хранения одежды ребенка, игрушек, школьных принадлежностей;
- нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии (родителей / родственников / посторонних);
- следы побоев у членов семьи (у взрослых / у детей);
- наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний;
- проживание нескольких семей в одной квартире;
- недоброжелательное отношение к посетителям;
- недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу.
- Знакомство с членами семьи и её окружением. Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Изучение обращений и жалоб соседей и жителей микрорайона.
- Получение информации от тех служб, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
Показатели неблагополучия семьи
1. Социально-экономические:
- длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
- длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
- расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
- отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
- необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
- задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
- частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
- отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
- алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
- не ухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
- несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
- противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
- родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
- устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
- выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
- родители или один из них посещает деструктивную секту;
- родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
- полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
- непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
- систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
- насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
- устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
- повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
- постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
- нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
- аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
- проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;
- наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
- попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
- оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
- вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
3 этап. Заседание школьного Совет профилактики правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с целью постановки семьи и учащегося на внутришкольный учет.
Классный руководитель предоставляет собранную документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, социально-педагогическую характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета».
4 этап. Уведомление различных служб города занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупность проблем, и для их эффективного разрешения разрабатывается план совместной работы школы и различных служб, занимающихся профилактической и коррекционно-реабилитационной работой. Составляется ИПР учащегося, состоящего на внутришкольном учёте. Результаты выполнения ИПР заслушиваются на школьном Совете профилактики правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних один раз в полгода.
Взаимодействие социально-психологической службы с классным руководителем осуществляется по следующим направлениям:
- 1.Социальная диагностика.
- Используется для выявления проблем, учащихся и субъективного потенциала их разрешения. Результаты данного направления являются ключевыми при определении путей профилактической, просветительской и особенно коррекционно-развивающей работы. Составление социальных характеристик классов.
- Совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся требующих особого внимания, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.
- Индивидуальные беседы с педагогами.
- Совместное посещение семей.
- Анкетирование, социологические опросы
- 2. Профилактическая работа
- Обмен информацией по вопросам учёбы, поведения учащихся, семейного воспитания.
- Вовлечение учащихся состоящих на ВШУ, ОДН, КДН и ЗП в кружки и спортивные секции.
- Организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся.
- Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально опасном положении
- Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, учащихся класса и конфликтов в классном коллективе
- 3.Просветительская работа
- Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.
- Совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний.
- Участие в работе педсоветов школы, МО
- Выступления на психолого-педагогических семинарах, семинарах классных руководителей, педагогических консилиумах
- 4. Коррекционно – развивающая работа
- Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка со взрослыми и сверстниками корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению конфликтов
- Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями.
- Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель»; обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия
- Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ОДН, ВШУ, КДН и ЗП.
- 5. Консультативная работа
- Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения.
- Консультирование по вопросам:
- заполнения социально-педагогической характеристики класса;
- профессионального определения учащихся класса;
- разрешение конфликтов;
- особенностей межличностного взаимодействия, учащихся со сверстниками;
- работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций;
- системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений
Социальный педагог формирует личное дело семьи / ребенка, которое состоит из следующих документов:
- Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)
- Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС, представление классного руководителя, или Постановление ОДН, КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении ).
- Акт первичного обследования условий проживания семьи.
- Копия социального паспорта семьи учащегося.
- Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
- Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).
- Отчёты классного руководителя, социально-психологической службы о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи (1 раз в полгода).
- Акты и справки о посещении семьи.
- Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.
- Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.
- Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).
- Результаты исследования семьи и учащегося (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).