08.11.2021
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна
в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа.
Но в, то, же время Великая Отечественная война для наших детей - далекая
история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что
хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и
бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться
восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное,
отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно
раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему
в мире. Верно, сказано: «Забыл прошлое - потерял будущее».
Актуальность проекта
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают
дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало
знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой
Отечественной войны.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам,
недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями
по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.
Новизна
• Одним из наиболее эффективных методов
патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет
создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и
взрослых.
Гипотеза
Изучение психолого-педагогической литературы по данной
теме позволило предположить, что если работа по ознакомлению детей с важнейшими
страницами Великой Отечественной войной, будет проводиться в системе и детям
будет привит интерес к событиям далекой войны, то это будет способствовать
воспитанию высоких нравственных качеств личности и патриотизма.
Объект исследования: процесс патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование проектного метода
в ознакомлении дошкольников с событиями ВОВ.
Цель работы: Патриотическое воспитание старших
дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны
Задачи:
• Изучить теоретические аспекты патриотического
воспитания детей дошкольного возраста.
• Выявить особенности патриотического воспитания
старших дошкольников. Рассмотреть условия патриотического воспитания детей дошкольного
возраста. Охарактеризовать средства и методы патриотического воспитания.
• Определить возможности использования проектного
метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
• Экспериментально проверить результативность использования
проектного метода.
Предполагаемые результаты
• У воспитанников будут расширены представления о
подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой
Отечественной войны;
• Проявятся чувства гордости за стойкость и
самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Будут сформировано внимательное и уважительное
отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
• Появится возможность реализовать творческие
способности;
• Будут приобщены родители к воспитанию культурных и
исторических ценностей у детей;
• Привлечено внимание общественных организаций к
проблеме утраты связи между поколениями;
Проблема
Современные дети разделены во времени с
непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями.
Каждое следующее поколение знает о второй мировой войне все меньше и меньше.
Паспорт проекта
• Тип проекта: групповой, долгосрочный
• По содержанию: познавательный, творческий
• Участники проекта: дети подготовительной группы,
родители, специалисты
• Срок реализации: декабрь-май
Цель проекта
Формирование у дошкольников активной гражданской
позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных
ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений,
готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи проекта
1. Формировать чувство исторической сопричастности к
своему народу, ценностное отношение к Родине.
2. Обогащать и систематизировать знания о событиях
Великой Отечественной войны, через расширение представлений детей о мужестве,
героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой
Отечественной войне.
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и
близким людям, к ветеранам, принимавшим участие в сражениях за Родину.
4. Привлекать родителей к совместным познавательно -
тематическим мероприятиям. Формировать у родителей активную позицию в
воспитании и образовании детей.
5. Развивать речь, через выразительное чтение стихов,
составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами,
поощрять пересказы детей, услышанные дома истории об участниках ВОВ.
Условия успешной реализации проекта
• Создание условий для детской деятельности в рамках
проекта.
• Готовность педагога к реализации мероприятий
проекта.
• Оформление в группе уголка для сюжетно-ролевых игр.
• Личностно - ориентированное взаимодействие взрослого
и ребёнка в процессе осуществления проекта.
• Осуществление тесного сотрудничества со всеми
сотрудниками детского сада .
• Активное участие родителей в проектной деятельности.
Особенности проекта
1. В ходе работы над проектом взрослые активные и
опытные его участники.
2. Проект предусматривает многоплановую интеграцию
образовательных областей.
3. Проект предусматривается, как работа позволяющая:
• приобрести новые знания;
• развивать активность, самостоятельность,
произвольность поведения;
• реализовать впечатления, знания, эмоциональное
состояние в различных видах деятельности;
• развивать такие психические процессы, как: внимание,
память, мышление;
• развивать личностные качества воспитанников;
4. В основу работы над проектом легли следующие
принципы:
• Принцип историзма: сохранение хронологического
порядка, описываемых явлений и сведений.
• Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие
понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
• Принцип дифференциации: создание оптимальных условий
для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой
Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта,
особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
• Принцип интегративности: сотрудничество с семьей,
библиотекой, художественным музеем, сочетание разных видов деятельности.
• Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр,
мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение
требований к культуре показа презентаций.
Команда реализации проекта
• Дети
• Воспитатели
• Музыкальный руководитель
• Инструктор по физической культуре
• Воспитатель ИЗО
• Родители
План поэтапной реализации проекта
Подготовительный
Цель: Самосовершенствование по данной теме.
Организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий
проекта.
Проводимая работа
• Мониторинг детей и анкетирование родителей
• Составление перспективного плана по реализации
проекта.
• Изучение литературы, новых методик и технологий по
вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.
• Индивидуальное консультирование родителей и
привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
• Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении
проблемы, установка контактов со следующими организациями – взрослой
библиотекой, музеем военной техники.
Основной
Цель: Организация и проведение мероприятий проекта.
Проводимая работа
• Разработка конспектов мероприятий.
• Организация выставки книг по военной тематике в
книжном уголке в группе.
• Посещение детской библиотеки, музея военной техники.
• Проведение совместных мероприятий с родителями, с
ветеранами, тружениками тыла, организация встреч, бесед, посещение ветеранов на
дому, для оказания им посильной помощи и проявления заботы.
• Участие в конкурсе рисунков «Салют Победы»
• Оформление фотогазеты.
• Экскурсия к памятнику «Журавли», возложение цветов.
• Участие в городском конкурсе чтецов.
Заключительный
Цель: Подведение итогов, анализ результатов по
реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Перспективный план проекта «Никто не забыт, ничто не
забыто»
Сценарий мероприятия, посвященного Дню Героя.
Цели и задачи:
·
обогатить
знания детей о Великой отечественной войне;
·
воспитывать
чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, чувство любви и уважения
к ветеранам Великой отечественной войны;
·
подвести
детей к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за
Родину;
·
воспитывать
чувство гордости за людей, защищающих нашу Отчизну, желание быть похожими на
них.
Оборудование:
фонограммы песен, плакаты по военной теме, мультимедийная установка,
магнитофон, военные фотографии, экспозиция цветных фотографий героев войны и
труда города Верхняя Пышма.
НОД. Звучит фонограмма песни «С чего начинается
Родина».
- Наше Отечество, наша Родина – матушка
Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и
деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят
родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она
вскормила нас своим хлебом, вспоила
своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас
от всяких врагов.
1слайд. Карта
России. Ребенок читает стихотворение «Родина».
Ромашки весь луг
засыпали,
А клевер –
пушистый шмель,
И пахнет сосной
и липою.
И машет крыльями
ель.
Вот здесь, где
все дышит сказкою,
Родились мы и
живем.
Поэтому край наш
ласковый
Родиной мы
зовем.
- Ребята,
посмотрите на карту. Это наша страна – Россия. Наша Родина – большая и
прекрасная. Для каждого человека она начинается у порога родительского дома. В
каком бы уголке ее ты ни родился. Ты имеешь право с гордостью сказать – это моя
Родина.
Звучит песня в исполнении детей « У моей России
длинные косички».
Наша Россия –
очень богатая страна. Она богата широкими красивыми реками - это Волга, Енисей,
Дон, Урал, Нева. Она богата красивыми маленькими и большими, шумными и тихими,
старыми и новыми городами. Она богата полезными ископаемыми - в ее недрах
хранятся золото, серебро, драгоценные камни, нефть, газ. Она богата лесами,
полями, лугами. Но самое главное ее богатство - люди, наши с вами
соотечественники. Каждый по-своему воспевает свою Родину: строители строят
прекрасные дома, ученые совершают открытия, поэты пишут о ней свои лучшие
стихи. И каждый человек готов прийти на помощь своей родине, защитить ее.
Россия – страна красивая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть ее
сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. Летом
1941 года, 22 июня, на рассвете гитлеровские
войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить
нас свободы, захватить наши земли и города. Так началась Великая отечественная война.
2слайд. Плакат
«Родина-мать зовет». Звучит музыка
«Вставай, страна огромная».
- Посмотрите на
этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе и назвал… Прочитайте, что
написано на нем. Дети читают.
- Куда же звала
Родина-мать наш народ?
- На защиту
Отечества.
- Что же еще вы
видите на плакате? Почему за женщиной так много оружия?
( Дети высказывают свои предположения.)
- Это женщина –
мать зовет своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными,
храбрыми бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу. Она
призывает всех защищать родину от врагов.
3 слайд.
Панорама Сталинградской битвы. Ребенок
читает стихотворение «Горячий снег».
- Ребята, как вы
понимаете значение слов: подвиг, героический поступок?
Дети отвечают.
- Героический
поступок, подвиг – это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают
о себе. Во время войны против фашистов русские солдаты проявляли чудеса
героизма. Они не хотели, чтобы страна, в которой они родились, где живут их
родные и близкие, где растут их дети – их Родина, находилась в рабстве у
жестоких захватчиков – фашистов. Со всей ненавистью и яростью бросались русские
воины в суровый бой с фашисткой армией. Кидались в одиночку против танков,
зная, что наверняка не вернутся из этого боя. В этот момент они не думали о
себе. А в коротких промежутках между боями, сидя в траншеях, в окопах, писали
короткие письма, вспоминая тех, кто остался там, в далеких и близких российских
городах, тех, кто верит в них и надеется на скорую победу.
4 слайд. «Бойцы
в окопах во время затишья» Воспитатель берет письмо-треугольник и
читает стихотворение К.Симонова «Жди меня».
- Конечно,
русские солдаты – не роботы, выполняющие приказы, а обычные люди со своими переживаниями и сомнениями. И конечно, им
бывает страшно. Страшно идти в бой, потому что знаешь, что можешь погибнуть. Но
в такие минуты, собрав волю в кулак и вспоминая Родину, бойцы продолжали
наступление, зная, что для многих оно станет последним.
- Ребята, какие
пословицы о Родине, об армии, о подвигах, о
славе вы знаете?
Дети вспоминают пословицы.
- На полях
сражений во время Великой Отечественной войны погибло очень много русских
солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор неизвестны. Наш народ чтит
память героев, погибших в боях против фашистов. Почти в каждом городе нашей
бескрайней Родины есть место, где в честь героического подвига русского народа
установлен памятник или обелиск. Ребята, а в нашем городе есть такой памятник погибшим
героям?
5 слайд
Памятники «Журавли», «Вечный огонь»
( «Журавли», «Вечный огонь»)
- Символ того,
что потомки помнят подвиги людей, спасших Россию от немецкого рабства, чтят эту
память и безмерно благодарны им - горящий у каждого памятника Вечный огонь. Наш
народ свято чтит память погибших во время ВОВ солдат. Героям ставят памятники,
обелиски, мемориальные доски, называют в их честь улицы, площади, проспекты,
сочиняют про них стихи, пишут песни.
Дети читают стихотворение « Спать легли однажды дети».
6 слайд. Ветераны Великой отечественной войны.
- Оставшихся в
живых героев нашей Родины с каждым годом становится все меньше. Это пожилые
люди, но ходят они по улицам гордо. Они не зря прожили свою жизнь. Этих людей
называют ветеранами. В день Победы они надевают свои военные награды. Ребята,
будьте внимательны и добры к ним.
А сейчас
вспомним песни военных лет и напоем по куплету каждой из них.
«Катюша», «Темная ночь», «Землянка», «День Победы».
- Ребята, скоро
вы вырастите, станете взрослыми и каждый из вас сможет встать на защиту своего
Отечества. Что значит защищать Родину? (Охранять, беречь).
- Послушайте,
как писатель Лев Кассиль говорит о защите Родины «Важное и славное дело –
защита родины. Только нелегкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать.
Смелым, чтобы не испугаться. И умелым
нужно стать, чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты
таким».
7 слайд. Природа
России. Дети читают стихи.
1)
Не
забыть нам этой даты, 2) Нужен мир тебе
и мне,
Что покончила с
войной
Чистый воздух на заре,
Той великою
весной
Птичий гомон, детский смех,
Победителю-солдату Солнце, дождик, белый
снег.
Сотни раз поклон
земной!
Лишь война, лишь война на планете не нужна.
- Эти цветы,
красные гвоздики, мы с вами отнесем к Вечному огню и поклонимся нашим героям.
Планируемый результат: дети активно отвечают на
вопросы воспитателя; с удовольствием читают и слушают стихи; проявляют живой
интерес к содержанию преподносимого материала.