01.09.2022
Дошкольная образовательная организация — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность воспитатели, специалисты ОО и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности воспитанников к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, дошкольное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, воспитатели, специалисты ОО должны работать системно.
Главные направления деятельности:
Первичная экспертиза. Воспитатели, специалисты ОО собирают информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации воспитатели, специалисты ОО составляют комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
Диагностика, подбор инструментов . Воспитатели, специалисты ОО определяют адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
Непосредственная работа. Воспитатели , специалисты ДОУ реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
· поддержки и развития индивидуальности;
· учета и соблюдения интересов ребенка;
· гибкости и вариативности в работе;
· непрерывности и системности сопровождения;
· взаимодействия всех сторон процесса.
В работе воспитатели, специалисты ОО используют тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
· планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
· разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики заболеваний, формирования полезных привычек.
- ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы межличностные конфликты были минимизированы.
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
· определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
· выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
· составление социально-психологического портрета личности воспитанника — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с ребенком.
Консультирование
Специалисты по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
· обучения и адаптации;
· развития мотивации детей к обучению;
· решения психологических проблем;
· взаимоотношений в коллективе;
· построения индивидуальных программ обучения.
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
· помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
· предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
· систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
· знакомстве с особенностями развития воспитанников;
· информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
· популяризации психологических компетенций;
· помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.