Ребенок подрастает – и родители начинают задумываться над вопросом: «Пора ли начинать учить его читать?» И с каждым месяцем, с каждым днем вопросов становится все больше… Как учить? Какую Азбуку выбрать? Учить самостоятельно – или доверить это непростое дело профессионалу? В интересах читателей попробуем разораться в этой волнующей теме.
Начнем с главного. То есть, с тех особенностей ребенка, которые необходимо учитывать, обучая его грамоте, умению читать и писать. Рассмотрим только научно-обоснованные факты, которые будем подкреплять советами, параллельно раскрывая те трудности, с которыми родители дошкольника могут столкнуться в процессе обучения малыша.
Важность игрового момента
Необходимо помнить, что ребенок – «существо играющее». Он растет и развивается в игре. В ней он удовлетворяет свою познавательную активность, приобретает важные для себя знания, умения и навыки. Игра – одна из важнейших жизненных потребностей дошкольника.
Ребенка невозможно заставить учить буквы и слоги. Угрозы и наказания тоже не помогут. Но зато его можно увлечь, заинтересовать, и в этом поможет игра. Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, известный советский ученый и педагог, «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Трудности. К сожалению, далеко не все взрослые умеют и любят играть. Далеко не все способны эмоционально заразить ребенка. И очень не многие могут самостоятельно придумать или подобрать игровую ситуацию, которая носила бы обучающий характер.
Совет. Обязательно начинайте занятие в хорошем настроении! Заинтересуйте ребенка, используя увлекательную игру.
Образность и наглядность
Дошкольники мыслят образами, лучше запоминают эмоционально окрашенную информацию. Пустые, ничем не подкрепленные знаки и символы для них – скучны и неинтересны. Чтобы ребенок просто так, чисто механически, запомнил букву, он должен увидеть ее не менее 600 раз!
Дело в том, что всех детей дошкольного возраста можно назвать «правополушарными». В период с 3 до 7 лет у них происходит интенсивное развитие правого, эмоционального полушария. Левое (логическое, или рациональное) полушарие начинает развиваться с той же интенсивностью только после 7-ми лет. Вот тогда дети способны обучаться. Пока же их основная деятельность – игра, насыщенная образами и яркими переживаниями.
Как яблоки не могут появиться на яблоне раньше цветов, так и учебная деятельность не сформируется раньше игровой. Только наигравшийся ребенок скажет вам: «Теперь я хочу учиться!» Дошкольник не приемлет «голого» обучения, оно должно строиться на игровых ситуациях. Только так можно добиться успеха.
Трудности. К сожалению, сегодня очень сложно найти методику обучения чтению, которая была бы построена на игровых технологиях. Вам придется каждый раз самостоятельно придумывать игровую ситуацию, благодаря которой родился бы образ, способствующий запоминанию буквы.
Совет. Запоминание букв подкрепляйте образами. Причем образ должен быть близок и понятен ребенку, должен вытекать из игровой ситуации.
Представим себе, что вы освоили азы обучения ребенка в игре, научились заинтересовывать свое чадо, создавая уникальные игровые ситуации. Теперь – дело за малым: осталось освоить методику обучения детей чтению. И мы говорим об этом без всякого сарказма, так как научиться играть с ребенком гораздо сложнее, чем понять, что буква – это знак, обозначающий звук; что звуки бывают разные, что из звуков складываются слоги, а из слогов – слова и т.д. и т.п. В информационном пространстве существует немало источников, содержащих подобные сведения.
Обратим ваше внимание только на одну, но очень серьезную проблему, связанную с неправильным обучением чтению. Ошибки взрослых ведут к тому, что ребенок начинает читать побуквенно. Последствия этого могут быть самыми разными. В лучшем случае – вы будете много трудиться над переучиванием. В худшем – ребенок потеряет интерес к чтению, у него возникнут трудности в школьном обучении.
Пришло время дать ответ на два основных вопроса…
Когда начинать учить читать? На наш взгляд, раньше 4 лет этого делать не стоит (если только Ваш ребенок сам не проявляет повышенного интереса к печатному слову). А вот в 5 лет – уже поздновато. Главное, чтобы обучение проходило в игре, с опорой на образ, не противоречило особенностям развития и возможностям вашего ребенка.
Учить самому или доверить это непростое дело профессионалу? Решать Вам! Вы лучше знаете свои возможности. В любом случае, даже если вы доверитесь специалисту, дома необходимо подкрепление, какой бы замечательной ни была методика. Поэтому общайтесь с педагогом, не пренебрегайте его рекомендациями.
|