01.07.2021
Портфолио педагога дошкольного образовательногоучреждения
I. Пояснительная записка
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Помочь в этом ему сможет подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста – «Портфолио педагога дошкольного учреждения». Виды и содержание разделов портфолио, варьируются в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики образовательного учреждения, в котором он работает, и других факторов.
Портфолио педагога МДОУ содержит следующие разделы:
1. Данные о педагоге (визитная карточка).
2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).
3. Повышение уровня квалификации:
- изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагога (самодиагностика);
- работа по самообразованию (формулировка темы и этапы работы);
- посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности;
- глоссарий;
- методическая копилка.
4. Материалы по обобщению прогрессивного (передового) педагогического опыта.
5. Рейтинг педагога.
Краткая характеристика содержания разделов
«Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения»
1. Визитная карточка содержит данные о педагоге. Сведения об образовании, педагогический стаж работы, уровень квалификации, прохождение курсов повышение квалификации, Наличие поощрений, наград, ученой степени, а также сведения о наиболее значимых достижениях в профессиональной деятельности.
2. Нормативно-правовая база деятельности педагогасодержит примерный перечень документов, регламентирующих деятельность педагогов дошкольного учреждения.
3. Повышение уровня квалификации:
- Изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов (самодиагностика). Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других. С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности, педагогу предлагается использовать анкету.
- Работа по самообразованию. После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию, определив этапы работы по самообразованию:
1 этап - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный). Включает в себя прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научной и учебно-методической литературы, поездки и экскурсии с целью детального ознакомления с вопросом, вызывающим затруднения у педагога и осуществления проблемно-ориентированного анализа полученных данных. Итогом данного этапа должно стать формирование у педагога совокупности теоретических знаний.
2 этап – внедрение в практику. Полученные знания педагог использует на практике. На данном этапе целесообразно ведение дневника наблюдений, осуществление мониторинга с целью фиксирования результатов.
3 этап – представление опыта работы по теме. Доклад на педагогическом или методическом совете дошкольного учреждения, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, опубликование статьи, разработка конспектов занятий или учебно-методических пособий и т. д.
Графически этапы работы по самообразованию можно представить в виде перспективного плана, который определяет профессиональное развитие на 2 – 3 года
- Посещение и проведение мероприятийв рамках осуществления профессиональной деятельности.
Одним из средств повышения профессионального мастерства педагога является проведение разнообразных открытых мероприятий: занятий с детьми, кружков и факультативов, родительских собраний и лекториев, досугов, спортивных праздников и др.
Для учета мероприятий и результата их эффективности можно использовать таблицу посещения и проведения мероприятий.
Однако посещение мероприятий будет являться средством развития профессионального мастерства только тогда, когда подвергнется всестороннему анализу. Для этого используется карта анализа занятий.
- Глоссарий.Данный подраздел содержит словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов, без знания которых невозможно осуществление качественного педагогического процесса.
- Методическая копилка. Методическая копилка является своеобразным информационным банком, где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.). Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.
4. Материалы по обобщению прогрессивного (передового) педагогического опыта.Данный раздел, безусловно, является гордостью каждого педагога. Его формирование происходит постепенно, с ростом профессионального мастерства. Именно этот раздел свидетельствует о значимости и успешности профессиональной деятельности и степени личностной реализации педагога.
Обобщение прогрессивного педагогического опыта может быть осуществлено в различных формах: это и создание учебно-методического или учебно-наглядного пособия, выступление с докладом на педагогических чтениях, создание фотоальбома или видеофильма, написание статьи и т. д.
Наиболее распространенный среди педагогов дошкольных учреждений формой обобщения прогрессивного педагогического опыта является написание статьи. При этом можно использовать следующий алгоритм.
Структура описания опыта:
- на первом этапе необходимо раскрыть противоречие в практике дошкольного учреждения, на разрешение которого был направлен творческий поиск педагога; формулируются задачи, решением которых занимался педагог в своей практике, затем характеризуются условия, в которых создавался (создается) опыт;
- основная часть – описание самого опыта. Здесь необходимо показать становление опыта, описать его в движении, выявить трудности, препятствия, возникающие на пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального;
- заключительная часть должна отразить достигнутые результаты. В ней показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы;
- в заключение дается список использованной автором литературы с обязательным указанием названия книги, автора, издательства, года издания, номера страниц.
5. Рейтинг педагога.В этом разделе могут содержаться отзывы администрации дошкольного учреждения, коллег, родителей, воспитанников о профессиональной деятельности педагога; результаты анкетирования участников образовательного процесса; грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах и пр.
II. Визитная карточка педагога
1. ФИО___________________________________________________________________
2. Образование:
- образовательное учреждение______________________________________________
- год окончания___________________________________________________________
- специальность___________________________________________________________
3. Педагогический стаж работы_____________________________________________
4. Стаж работы в дошкольном учреждении_____________________________________
5. Уровень квалификации___________________________________________________
- наличие квалификационной категории______________________________________
- дата прохождения аттестации______________________________________________
6. Прохождение курсов повышения квалификации _____________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Наличие ученой степени_________________________________________________
8. Поощрения и награды____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Наиболее значимые достижения в профессиональной деятельности _____________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10. Увлечения вне профессиональной сферы __________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________
III. Нормативно-правовая база деятельности педагога
дошкольного учреждения
(примерный перечень документов)
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
4. Устав дошкольного учреждения.
5. Концепция дошкольного образования.
6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении.
7. Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70\ 23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
8. Письмо МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65\23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
9. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми). (Приложение к приказу № 10 РФ от 22 августа 1996 г. № 448).
10.Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. (Приказ МО РФ от 26 июня 2000 г. № 1908).
IV. Повышение уровня квалификации
1.Изучение затруднений и интересов и профессиональной деятельности
Анкета
«Самодиагностика педагога дошкольного учреждения»
Содержание вопроса | Варианты ответа* |
1 | 2 |
Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения | |
Владение педагогической диагностикой | |
Выбор типа занятия и темпа его проведения | |
Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) | |
Умение планировать учебно-воспитательный процесс | |
Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения | |
Использование методов, направленных на развитие воспитанников | |
Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников | |
Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению | |
Использование здоровьесберегающих технологий | |
Обеспечение благоприятных условий в группе: - гигиенических; - эстетических | |
Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью | |
Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников | |
Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом |
* Варианты ответа могут быть следующими: Не владею. Владею частично. Владею свободно.
2.Работа по самообразованию
Темапо самообразованию ___________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Перспективный план профессионального развития на период с 200_ по 200_ г.г.
Уч. год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
3.Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности
Дата и место проведения | Группа, возраст и количество детей | Тема, цель | Содержание | Выводы по анализу (самоанализу) занятия |